Каковы они, галактики?

Космические просторы всегда интересовали человечество. За последние 100 лет исследования космоса сильно шагнули вперед. Но, к сожалению, знания о беспредельных просторах Вселенной остаются ничтожно малы, и сколько еще понадобится времени чтобы познать их, неизвестно.

С развитием телескопов, многие объекты межпланетного пространства уже не были так непонятны, и астрономы все лучше видели и изучали многочисленные скопления звезд. Некоторые из таких скоплений сначала принимали за обычные газовые или пылевые облака – настолько отдаленными они были. В 1845 году английский астроном лорд Росс обнаружил необычные «спиральные туманности». При исследовании в некоторых туманностях стали угадываться очертания закономерного расположения звезд. Астрономы определили, что это огромные звездные системы, - с тех пор их стали называть галактиками.

Галактика «Колесо телеги». Фото: NASA

Все четче представлялись астрономам границы и структуры галактик, поражающих своей необыкновенностью. Встречались галактики правильной и неправильной формы, симметричные и асимметричные. Одни имели форму эллипса, другие – спирали. Самыми таинственными и впечатляющими оказались именно спиральные галактики, тоже, неодинаковые по своему строению. У некоторых галактик в строении преобладает ядро – центр, из которого расходятся спиральные ветви. У некоторых галактик – наоборот. В спиральных ветвях галактик сосредоточено намного больше звезд, чем между ними, что обусловливает и рисунок галактики, напоминающий свастику. В этих ветвях много межзвездного газа, и постоянно рождаются новые звезды. Пространство между звездами также не пустует. В малых концентрациях в нем присутствуют самые разнообразные частицы, в том числе и атомы многих веществ. В галактиках, вроде нашего Млечного пути, наибольшее содержание межзвездного вещества присутствует вблизи их плоскости, в спиральных рукавах.

Находясь внутри, трудно представить, какой является наша галактика. Ученые, благодаря исследованиям других, соседних галактик, составили приблизительное представление о нашей родной Галактике. Исследование галактики под названием туманность Андромеды сыграла в этом первостепенную роль. Ученые выяснили, что наша галактика имеет форму диска, напоминающего две тарелки, сложенные краями. У нашей галактики ярко выражен центр - ядро, от которого исходят спиральные ветви. Эти ветви перекрывают друг друга, кое-где их заслоняют пылевые облака, поэтому трудно понять, сколько их и как именно они устроены.

Огромное количество горячих и молодых звезд находится в самом центре Галактики, образующих ее ядро. Ближе к наружной плоскости Галактики также располагается гораздо больше звезд, чем в ее внутреннем пространстве. Созерцая в ночном небе линию Млечного пути, мы видим саму Галактику с торца и ее спиральные ветви.

Наше Солнце находится как раз между двух рукавов, но очень далеко от центра Галактики. Все звезды в Галактике движутся вокруг ядра Галактики, по-видимому, удерживаемые силой тяжести. Предполагается, что этот центр тяжести образован огромным скоплением звезд в ядре Галактики. Вокруг него и совершается движение всех звезд, в том числе и Солнца.

Само ядро Галактики, к сожалению, закрыто от нас облаками пыли и газа, но для инфракрасных камер космического телескопа Спитцера большая часть этой пыли прозрачна, поэтому на этом великолепном изображении мы можем увидеть звезды в плотно населенной области центра Галактики.

На этом изображении в искусственных цветах старые холодные звезды выглядят голубоватыми. Светящиеся красным цветом облака пыли связаны с молодыми горячими звездами в «звездных яслях». Фото: NASA

Галактика  NGC 6389. Фото: Michael Lindberg/Nordic Optical Telescope
Галактика NGC 6389. Фото: Michael Lindberg/Nordic Optical Telescope

Если звезды в галактике соединены невидимой движущей силой, удерживающей их в определенной структуре, то связаны ли сами галактики как-то между собой? Образуют ли они все вместе какую-то одну систему? Об этом будет наша следующая статья.