«К 2048 году мы останемся без рыбы»

«К 2048 году мы останемся без рыбы», - заявляют ученые-океанографы и экономисты Северной Америки в журнале Science от 3 ноября. «По нашим анализам, если не произойдет изменений, нынешняя ситуация позволит прогнозировать возникновение серьезной угрозы обеспечению всего мира пищей, качеству прибрежных вод и стабильности экосистемы, что повлияет на нынешнее и будущее поколения».

Улов рыбы некоторых видов за последние годы уменьшился на 90%. Печально видеть отсутствие рыболовецких суден. Моря и океаны покрывают более 70% поверхности земного шара. Давайте опомнимся, пока не стало поздно! Фото: Marcel Mochet/AFP
Нарушение состояния морей в действительности истощает экосистему океанов, подвергая опасности обеспечение продовольствием жителей нашей планеты. Если ничего не будет сделано, то виды, населяющие море, за 40 лет исчезнут, - утверждают ученые. Такое ускоренное снижение численности – следствие рыбной ловли и загрязнения моря, превратившегося в огромную помойку.

Треска уничтожена до необратимой степени

Борис Ворм, биолог из Университета Галифакса (Канада), соавтор доклада подчеркивает: «Если мы взглянем на результаты лабораторных опытов или исследования целостности океанов, то придем к той же самой констатации: продуктивность и стабильность всей морской экосистемы снижается». Он добавил: «29% видов рыб и ракообразных находятся на грани исчезновения, - и уточнил, – улов рыбы этих видов сократился на 90%».

Например, за последние десять лет в районе Северной Атлантики запасы мерлузы, пикши и камбалы сократились на 95%, а треска, похоже, уничтожена до необратимой степени, в настоящее время она считается исчезнувшей. «Я был шокирован результатами обобщения этого процесса, о масштабах которого мы даже не подозревали, и который в последнее время ускорился», - добавил Борис Ворм. Это исследование, которое проводилось на протяжении 4 лет, также показывает, что исчезновение одного единственного вида ускоряет нарушение целой экосистемы. Ученый из Университета Галифакса «потрясен» этими данными: «Мы и вообразить себе такого не могли». Эти исследования – совокупный результат обработки данных, собранных за 1000 лет морской истории, 32 научных опытов, а также исследований, проведенных в 48 морских охраняемых зонах и статистики рыбной ловли ООН с 1950 по 2003 гг.

Океаны не могут противостоять развитию паразитов

Большинство рыболовных запасов исчерпается за несколько десятков лет: «29% видов рыб и ракообразных не выдержало, то есть их улов упал на 90%. Это очень четкая тенденция, которая ускоряется», - продолжает Борис Ворм, выводы которого бесспорны, - «согласно прогнозам, если такая тенденция будет продолжаться долго, то все виды рыб и ракообразных к 2048 году исчезнут». Эти ученые поясняют, что потеря биоразнообразия значительно уменьшает способность океанов производить рыбу и ракообразных, противостоять развитию паразитов, таких, как некоторые виды водорослей, а также вырабатывать кислород и отцеживать загрязняющие вещества. Стив Паламби, биолог из Стэнфордского университета (США) подчеркивает: «Океан – это огромный очиститель, который поглощает нечистоты и преобразует их в питательные вещества, он забирает из воды токсины, производит корм и преобразовывает углекислый газ в питательные вещества и кислород».

Можно ли повернуть вспять существующие тенденции?

Обратный эффект тоже вполне реален, поскольку любой вид, восстановивший нормальный уровень размножения, укрепляет здоровье и стабильность океанов, а также усиливает их способности преодолевать такие удары, как загрязнение и глобальное потепление. «Все эти данные также показывают, что пока не стало слишком поздно, нынешние тенденции еще возможно остановить, - оценивают ситуацию ученые, однако, добавляя, – в настоящее время морские охраняемые зоны составляют менее 1% морей и океанов планеты». Эд Барбье, экономист из Университета штата Висконсин утверждает, что «даже если сохранение морского биоразнообразия и несет в себе экономические издержки, в долгосрочной перспективе, эти защитные меры будут способствовать экономическому росту».

Элоиз Рок. Великая Эпоха