ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Памятники Киева в опасности (часть 3)

Великая Эпоха

Михаил Дегтярёв — член Национального союза художников Украины, искусствовед, которому небезразлична судьба исторических и природных памятников Киева. Он опасается, что столица в ближайшем будущем окончательно потеряет свой вид.

Это третья часть серии статей об угрозах, которые нависли над историческими памятниками Киева. Предыдущие статьи:

Памятники Киева в опасности (часть 1)

Памятники Киева в опасности (часть 2)

Об ухищрениях строительной мафии и основных вызовах, которые застройщики бросили старинным стройкам Киева и живописным столичным склонам, Дегтярёв рассказал корреспонденту Великой Эпохи.

«Я 30 лет работал над защитой старины. Но государство перестало выделять деньги. И как видите: гибнут памятники архитектуры».

Михаил Дегтярёв

Ниже представлен рассказ Михаила Дегтярёва.

Новостройка на Арсенальной

Когда строили этот жуткий дом на Грушевского, 9-А на берегу Днепра, рядом с Арсенальной, Ющенко заявлял, пиарился, что князья древнерусские в могилах перевернутся, что его надо до основания разрушить. А потом, видно, мафия его окружила, и тайком позорно, когда он стал Президентом, со своего сайта снял об этом информацию, и всё на прежние рельсы встало.

Но наш начальник по охране среды, который подписывал проект, сильно перепугался, когда «помаранчевые» пришли к власти. Томенко заявил, что в прокуратуру будет обращаться. Тогда быстренько собрал внутренний совет наш начальник, который сейчас под арестом за другие мелкие дела, и они тогда задним числом проголосовали за пониженную этажность. Более того, он стал рассказывать, как этот дом можно направленным взрывом разрушить, чтобы не пострадали соседние здания, можно мол алмазными пилами распиливать. А сейчас всё встало на свои места — он трещит, как и предполагали. Строят там внизу ещё укрепление.

Из-за того что видно трещины там, бегут оттуда все, кто может. Там вроде футболист Шевченко купил квартиру, теперь оттуда бежит. Считалось, что такая квартира очень элитная, теперь не хотят заселяться.

Вне строительного закона

Эти законы всё время подтасовываются, вносятся какие-то положения. Согласно 920 положению постановления киевских властей 79-го года, в так называемых архитектурно-охранных зонах, которые охватывали большую часть исторического центра, строительство выше 27 метров не разрешается. Сюда входит весь центр исторический Киева и улица Владимирская, и Крещатик, исторический Печерск и Подол — то есть при новом строительстве должны сохраняться стилистические особенности и установленная этажность.

Если исходить из того, что один этаж — приблизительно 3 метра, то это 8 где-то этажей, не больше. То есть само собой понятно, что даже в советское атеистическое время вот эти колокольни Лавры и Софии — это высотные доминанты. И вроде вот какое-то вредительство — на Гончара выше самой Софии стараются построить. Умышленно ли это, я не могу утверждать, скорее поклонение золотому тельцу, чтобы нажива была. Но надежда есть, что общественность заставит хотя бы ограничиться невысокой этажностью. В этих охранных зонах в историческом центре Киева закон такой никто не отменял, что не выше 27 метров должно быть сооружение.

Не так давно внесли поправку к этому закону (79 года), что по усмотрению киевской администрации, по причине того, что город должен развиваться, можно вычёркивать какие-то памятники из списка, в виде исключения. А это исключение превратилось в правило и безудержно, где Киевадминистрация вдруг решила, — там сносится памятник и возникает на его месте что-то другое более масштабное.

Закон о том, что в историческом центре этажность должна ограничиваться 8 этажами, никто не отменял, а сколько высоток повырастало? Если это буферные зоны Лавры, Софии, если это называется территория заповедник «Древний Киев», то не должно новостроек быть, только старина. В законах сказано, что строительство допускается лишь в отдельных исключительных случаях по решению Верховной Рады, с объявлением международного конкурса, как это было в Париже, когда пытались там что-то в центре города построить. А что делается — келейно как при Черновецком — молодая команда кулуарно всё решала, и не конкурсом, а своему какому-то архитектору отдавали проект, чтоб откаты иметь. Тем же и Попов сейчас, по сути, занимается.

А архитектурно охранные зоны — это понятие эти хитрецы недавно решили отменить, уже столько понаделали безобразия, что сейчас они будут сочинять новый генплан с так называемым понятием зонирования, что вот эта зона, где какой-то комплекс, ансамбль ценный или отдельный памятник — он охраняется, а вот тут уже ничего не охраняется, так называемое зонирование. Это всё уловки, для того чтобы в виде исключения выносить даже из списков памятников те или иные сооружения с оговоркой, что якобы город должен развиваться. Но это исключение в правило превращается — вот это свойственно для нашей реалии. По конституции, если кто-то нанес ущерб духовным и материальным ценностям Киева, он должен за свой счет восстанавливать. Особняк Казанский — типичный киевский особняк, зелёненький старинный домик стоял на пригорке, на террасе — и его снесли. Выносят его из списка и любое насилие совершают.

Николай Казанский — знаменитой киевский архитектор, дореволюционный, очень много построивший в Киеве. Это был его личный особняк. Мало того что снесли, теперь тут хотят новую огромную стройку возводить, которая будет торчать так, что князь Владимир, если смотреть с левого берега, уже на крыше этого дома будет. Наши предки столько трудились, чтобы горку как величественный цоколь под монумент благоустроить. И вот это всё алчными застройщиками нарушается. Докопались потом журналисты, что Хорошковский для своей жены офис тут строит. А это не только был памятник, это элемент исторической застройки, часть заповедника, ведь эта площадь входит в территорию заповедника.

Вместо заключения

И главное, не было прецедента, чтобы кто-нибудь понёс наказание. Хоть бы два-три случая — по рукам кому-то бы надавали, судили, посадили — и уже это бы прекратилось. Но нет, никому не выгодно. Как при советской власти разрушали, могли за одну ночь какой-то ценный храм в селе разрушить экскаватором, бульдозером. Оправдаются, что памятник Ленину собрались поставить — и всё, никаких разговоров.

И ни одна политическая сила не защищает Киев — все они алчные застройщики. Жлобы с провинции приехавшие себе хатынки как дворцы строят, а Киев рассматривают ради наживы, ведь строительный бизнес — это самый легкий бизнес. Потому и нет поддержки с их стороны. Те же наглые архитекторы называют всех, кто борется с ними: «А, там же не специалисты, они ничего не понимают». Так город же для людей, а не для архитекторов — наоборот, архитекторы должны горожанам служить!

Записано по рассказу Михаила Дегтярёва

Михаил Дегтярёв — искусствовед, член Национального союза художников и действительный член Нью-Йоркской академии наук.