ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Есть ли насилие в уличных протестах украинцев?

Великая Эпоха
Количество протестов с применением насилия, в ходе которых был нанесён ущерб людям или имуществу, выросло — в 2012 году оно достигла пика, а реакция органов правопорядка стала более жёсткой, говорит Владимир Ищенко, руководитель отдела изучения социальных протестов Центра исследования общества. Ниже приведена прямая речь эксперта по этому вопросу.

Фото: Владимир Бородин/Великая Эпоха
Фото: Владимир Бородин/Великая Эпоха
«В прошлом году 10% протестных событий можно было классифицировать как насильственные. Этот всплеск насильственных протестов был тесно связан с достаточно грязной предвыборной кампанией, которую мы наблюдали, и с использованием основными политическими силами так называемых «рук неизвестных», которые совершали нападения на кандидатов, на их агитаторов, на журналистов.

Как только выборы прошли, насилия стало сразу меньше, а это означает, что насилие в украинской протестной активности сосредоточено на уровне политического конфликта между основными политическими силами, и очень редко общественные организации или неформальные протестные инициативы прибегают к насильственным действиям. Вообще большая часть протестов вполне мирные — это марши, митинги, пикеты — таких 77% в начале 2013 года.

Когда люди видят, что они не могут достичь своей цели мирными способами, они прибегают не столько к насилию, сколько к мирным, но конфронтационным способам борьбы, скажем, к перекрытию дороги, забастовке, попыткам прорваться в административное здание, но без нанесения какого-либо целенаправленного вреда людям или имуществу.

И даже среди насильственных протестов, которые мы фиксируем, только меньшинство наносят ущерб собственно людям — меньшинство, скажем, 18 из 50 за первый квартал 2013 года так или иначе вытекали из мирных акций. Остальные события сознательно проводились именно насильственно: это было повреждение памятников или вандализм, или нападения на людей, на офисы некоторых политических сил.

Сейчас происходит такая большая дискуссия относительно нового законопроекта об организации мирных собраний, и, собственно, спекулируя на событиях 18 мая, МВД говорит, что «если бы этот законопроект был принят, у нас не произошли бы эти события, не произошло драки, массовых беспорядков», но на самом деле насилие на улицах и мирные собрания — это определённые параллельные реальности. Очень небольшое количество мирных собраний переходит к насилию.

И то насилие, которое мы видим, лучше бы регулировалось направлением избирательного процесса в какое-то цивилизованное русло, лучшей работой МВД касательно преследования различных незаконных способов политической борьбы, но оно не имеет отношения к жёсткой регуляции мирных собраний.

Каждое пятое-шестое протестное событие подвергается какой-то негативной реакции, и чаще эта негативная реакция направлена от сил безопасности, от органов внутренних дел, органов правопорядка. Сейчас мы не видим ни спада, ни роста протестной активности, но видим определённые опасные тенденции в реагировании нашей власти на протестные события», — говорит Владимир Ищенко.