ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Политика страха создаёт опасный раскол в мире

Великая Эпоха
Недавно Международная Амнистия представила мировой общественности свой очередной ежегодный Отчет по ситуации с правами человека в 150 странах мира за период с 01 января до 31 декабря 2006 года.

'Международная Амнистия' готовится к проведению всемирной кампании 'Остановим насилие в отношении женщин'. На Съезде Международного совета в Мексике, август 2003 года. Фото: Международная Амнистия
'Международная Амнистия' готовится к проведению всемирной кампании 'Остановим насилие в отношении женщин'. На Съезде Международного совета в Мексике, август 2003 года. Фото: Международная Амнистия
Правозащитники считают, что правительства могущественных держав и вооружённые группировки умышленно разжигают страх, обесценивая права человека и создавая крайне поляризованную и опасную международную обстановку.

- Проводя близорукую, вызывающую разногласия политику и нагнетая страх, власти подрывают верховенство закона и прав человека. Они подогревают расизм и ксенофобию, вносят раскол в общество, усугубляют неравенство и сеют семена новых конфликтов и насилия», - считает генеральный секретарь «Международной Амнистии» Айрин Кан. - Политика страха всё глубже затягивает мир в водоворот нарушений прав человека, в котором никакое право не свято и никто не защищён от опасности.

В 2006 году мировое сообщество, поражённое недоверием и расколом, слишком часто проявляло бессилие и слабоволие перед лицом тяжёлых кризисов в области прав человека, будь то забытые конфликты в Чечне, Колумбии и Шри-Ланке или ставшие предметом всеобщего внимания события на Ближнем Востоке.

Мировое сообщество и афганское правительство упустили возможность создать в Афганистане эффективную государственную систему, основанную на правах человека и верховенстве права, оставив людей в условиях хронической незащищённости и коррупции, бросив их на милость вновь набирающего силу Талибана. В Ираке силовые структуры вместо того, чтобы сдерживать межрелигиозное насилие, только разжигают его. При этом система судопроизводства, как ни прискорбно, оказалась несостоятельна. Продолжили своё существование худшие традиции режима Саддама Хусейна: пытки, несправедливые судебные разбирательства, применение высшей меры наказания и безнаказанные изнасилования.

В одной только Африке сотни тысяч людей в принудительном порядке выселили из домов, не соблюдая надлежащих правовых процедур, не предоставив им компенсацию и другое жильё, ─ зачастую это делалось во имя прогресса и экономического развития.

Политики западноевропейских стран играли на страхах перед бесконтрольной миграцией, оправдывая таким образом ужесточение мер против просителей убежища и беженцев. Между тем трудящиеся-мигранты оставались без защиты и подвергались эксплуатации в различных уголках мира от Южной Кореи до Доминиканской Республики.

Углубился раскол между мусульманами и немусульманами. Этому способствовали дискриминационные стратегии борьбы с терроризмом в странах Запада. Случаи исламофобии, антисемитизма, нетерпимости и нападений на представителей религиозных меньшинств участились по всему свету.

Тем временем в Российской Федерации всё шире распространялись преступления на почве ненависти к иностранцам, а сегрегация и социальная изоляция ромов царили в городах от Дублина до Братиславы. Подобные явления говорят о вопиющем нежелании властей бороться с проявлениями расизма и ксенофобии.

Свобода убеждений подавлялась самыми разнообразными способами: от судебных преследований в отношении писателей и правозащитников в Турции до убийства политических активистов на Филиппинах; от постоянных гонений, слежки и, нередко, заключения в тюрьму правозащитников в Китае до убийства журналистки Анны Политковской и введения новых законов, регулирующих деятельность неправительственных организаций, в России. Интернет стал новым рубежом в борьбе за право на иное мнение: активистов арестовывали, а в таких странах, как Китай, Иран, Сирия и Беларусь, компании вступали в сговор с властями с целью ограничения доступа к информации в сети.

В странах вроде Египта, казалось, ушедшие в прошлое репрессии возродились под маской борьбы с терроризмом, а в Великобритании расплывчатые формулировки антитеррористических законов стали потенциальной угрозой для свободы слова.

«Международная Амнистия» призывает власти отказаться от политики страха и прилагать силы и средства к укреплению правозащитных институтов и верховенства закона на национальном и международном уровне.

─ Вместе с тем есть приметы, внушающие надежду. Общеевропейские структуры дали импульс к достижению прозрачности и подотчётности выдач. Благодаря давлению со стороны гражданского общества, ООН согласилась разработать договор о контроле над обычными вооружениями. В ряде стран к власти пришли новые лидеры, избран новый состав законодательных органов, и они получили возможность исправить изъяны в работе старого руководства, которые в последние годы стали причиной бедственного положения в области прав человека. В частности, у нового Конгресса США появился шанс проявить инициативу и задать тон в деле восстановления уважения к правам человека на территории своего государства и за его пределами, ─ отметила Айрин Кан.

Справка:

«Международная Амнистия» (Amnesty International) ─ это крупнейшая международная независимая правозащитная организация, объединяющая свыше 1,8 млн. активистов и cторонников в более чем 140 странах мира.

«Международная Амнистия» ─ это беспристрастная организация. МА не поддерживает и не находится в оппозиции ни к одной из политических систем или национальных правительств. МА действует в защиту прав человека во всём мире, в том числе и в тех случаях, когда организация не разделяет убеждения человека, права которого были нарушены.