ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Французская роль в экспорте пыток

Великая Эпоха
Без вести пропавшие: человек плачет у памятника жертв государственного терроризма в Мемориальном парке Буэнос-Айреса, 7 ноября 2007 г. Фото: Alejandro Pagni /AFP /Getty Images
Без вести пропавшие: человек плачет у памятника жертв государственного терроризма в Мемориальном парке Буэнос-Айреса, 7 ноября 2007 г. Фото: Alejandro Pagni /AFP /Getty Images
Развивающиеся страны регулярно осуждают за жестокое отношение к заключенным. Подобное обвинение можно предъявить и индустриальным странам, которые не только сами применяют подобные меры, но и экспортируют их в другие страны.

Одним из подобных примеров является Франция. Существуют многочисленные доказательства пыток и убийств политических противников во время французской оккупации Алжира. Гораздо менее известен тот факт, что французские офицеры в Аргентине обучали военных техникам физических и психологических пыток политических заключенных.

Французский судья Рожер ле Луар при расследовании случаев исчезновения без вести французских граждан в Аргентине во времена правления военной хунты допрашивал генерала Поля Осареса о том, как его солдаты обучали аргентинских военных методам пыток.

Свидетельства

Осарес в своей книге «Битва при Казбахе» оправдывает применение пыток во время войны в Алжире и также выступает за использование пыток при борьбе с Аль-Каидой. Хотя историки спорят по поводу того, были ли репрессии в Алжире следствием инструкций правительства или нет, Осарес утверждает, что французские власти настаивали, чтобы военные в Алжире ликвидировали «Фронт национального освобождения» настолько быстро, насколько это возможно. После противоречий, порожденных его заявлениями, он был понижен в звании и лишен права носить военную форум и орден Почетного легиона.

Осарес имел очень тесные связи с бразильскими военными. По словам Мануэля Контрераса, бывшего главы национальной разведки Чили, чилийские офицеры обучались в Бразилии под руководством Осареса. Он также давал рекомендации южноамериканским военным относительно подавления мятежей и использования пыток.

Подполковник Рожер Трикер является вероятным архитектором жестоких репрессий в Алжире и создателем концепции «современной войны». Одной из основных догм этой концепции была «секретная доктрина», которая стала причиной хаоса в Аргентине в эпоху правления военной хунты. Важным условием этой доктрины является необходимость сохранять секретность при задержании и смерти политических заключенных, а также уничтожение тел, многие из которых были выброшены в океан и впоследствии вынесены прибоем на пляжи Аргентины и Уругвая.

Использование военных в штатском, которые разыскивали и пытали политических противников, представляло собой технику, применяемую французами в Индокитае и Алжире. Затем, через французских военных консультантов она была экспортирована в Аргентину. Там эти методы в 1970-е годы привели к «исчезновению» около 30 000 политических заключенных, большинство из которых до сих пор числятся пропавшими без вести.

Французские чиновники оправдывают эту «помощь» тем, что о ней попросило аргентинское правительство. Бывший премьер-министр Пьер Месмер утверждал: «Аргентина хотела консультантов, мы предоставили им то, чего они хотели. Аргентина — независимая страна, и у нас не было причин отказать в этой просьбе». Это указывает на то, что обучение репрессиям не было изолированным решением нескольких человек, а представляло собой государственную политику.

Мораль этой печальной истории такова, что в любой стране, какой бы она не была развитой, полностью не исключена вероятность использования жестоких репрессивных мер и их экспорта. Обязанность всех осведомленных граждан состоит в том, чтобы разоблачать эту порочную политику.

Сезар Челала — автор статьи «Пропавшие или погибшие в Аргентине: отчаянные поиски тысяч похищенных жертв», которая была на передовицах журнала The New York Times. В 1979 г. он получил премию американского клуба заграничной прессы в качестве лучшей статьи, посвященной проблеме прав человека.