ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Суть контроля над китайскими СМИ

Великая Эпоха
Сяо Фань работал журналистом на пекинском радио с 1975 по 1988 г. Ниже приводится его речь, произнесенная на форуме, посвященном «9 комментариям», в Мельбурне, Австралия. Она проливает свет на то, как коммунистическая партия Китая (КПК) держит под контролем СМИ.

Покупатели проходят мимо газетного киоска в Шанхае. Критики предупреждают, что цензура в СМИ в Китае несовместима с построением рыночной экономики. Однако цензура и пропаганда отражают сущность коммунистической партии Китая (КПК). Фото: Mark Ralston/AFP/G
Покупатели проходят мимо газетного киоска в Шанхае. Критики предупреждают, что цензура в СМИ в Китае несовместима с построением рыночной экономики. Однако цензура и пропаганда отражают сущность коммунистической партии Китая (КПК). Фото: Mark Ralston/AFP/G
Когда люди описывают китайское новостное агентство «Синьхуа», они могут сказать: «Ничто не является правдой, кроме дат». Когда они описывают передачи Центрального китайского телевидения (CCTV), они говорят: «За исключением «Мира животных», всё является ложью». Китайскому народу приходится смотреть сфальсифицированные новости. Народ даже охарактеризовал китайские СМИ как собаку партии. В народной песне поется: «Это собака выращена партией и охраняет её двор. Она готова укусить любого, кого захочет укусить партия, и столько раз, сколько партия скажет».

Сегодня я собираюсь рассказать о том, как КПК держит под контролем СМИ, и что ей нельзя доверять.

Китайские СМИ являются рупором партии


В первый день, когда я пошел работать на пекинское радио, мне прочитали лекцию. Они сказали: «Наше радио является рупором партии, таким образом, оно служит для пропаганды её политики. Мы должны придерживаться линии партии». То же самое с газетами и телестанциями.

Когда в Китае или где-то в мире происходит какое-то важное событие, например бойня 4 июня или война в Ираке, мы получаем инструктаж от министерства пропаганды или высших чиновников, и они объясняют, в каком ключе мы должны сообщать о событии. Например, 5 апреля 1976 года люди в Пекине отправились на площадь Тяньаньмэнь, чтобы оплакать смерть премьер-министра Чжоу Инхая, а власти приказали разогнать толпу с применением силы. Член политбюро Яо Вэньюань пошёл на встречу с бюро администрации по вещанию и объявил, что собравшиеся занимались контрреволюционной деятельностью. Таким образом, СМИ, находясь под строгим контролем центрального правительства, должны разделять точно такую же точку зрения.

Что касается локальных СМИ, то они не имеют прав на создание собственных репортажей о важных событиях. Они могут лишь заниматься перепечаткой с новостного агентства «Синьхуа». Для освещения местных событий СМИ руководствуются инструкциями департамента пропаганды местной партийной организации. Эти СМИ придерживаются лишь одной редакторской политики – они говорят о том, какая партия великая, прекрасная и правильная. В случае, когда партия совершила явную ошибку, людям просто говорят, чтобы они сохраняли веру в неё.

Поскольку это промывание мозгов продолжается день за днем, месяц за месяцем, год за годом, люди привыкают к этому и начинают верить, что все, что они читают, слышат и смотрят по телевидению, является правдой. Даже, если тебя осудили по ложному обвинению и бросили в тюрьму или отправили в трудовой лагерь, твоя семья будет благодарить партию за её снисходительность, когда тебя выпустят.

КПК пытается использовать любые доступные средства, чтобы закрыть для китайцев доступ к информации извне


Чтобы быть уверенной в том, что ее ложь не будет разоблачена, КПК пытается отрезать все связи с внешним миром. Когда еще не было Интернета, она глушила Би-Би-Си, VOA и тайваньские радиостанции, заклеймив их как вражеские. За прослушивание этих станций было предусмотрено наказание. Летом 1978 года я вернулся в Шанхай, чтобы навестить родителей. Однажды я включил радио и переключил на английскую версию пекинского радио. Так как в доме было очень жарко, я включил радио погромче, чтобы можно было слушать снаружи дома. Спустя короткое время пришла женщина из соседнего комитета. Так как она не понимала английского языка, она решила, что я слушал иностранное радио. Она начала задавать вопросы о содержании. Когда я объяснил, что это одна из наших радиостанций, это её не убедило. Лишь когда по радио зазвучала музыка из оперы «Восток красный», она поверила и ушла. Когда были изобретены спутниковое телевидение и Интернет, люди за пределом Китая решили, что теперь китайцы получат свободный доступ к информации. Но они ошибались. КПК создала для цензуры Интернета то, что получило впоследствии название «Золотой щит», который блокирует все так называемые «чувствительные» темы.

Установка спутниковых тарелок является в Китае незаконной. Частные лица за установку тарелки должны выплатить штраф в 5000 юаней, а организации – 50 000 юаней. Из-за отсутствия альтернатив люди продолжают читать в Интернете то, что партия позволяет им читать, и по-прежнему смотрят CCTV.

Эффективность пропаганды


Я думаю, что многие помнят бойню на Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Я тогда работал на австралийском радио, поэтому сам не могу много рассказать об этом. Но мы получили тысячи писем из Китая. Во всех письмах из Пекина описывалось кровопролитие, которое они увидели или пережили. Все эти слушатели обвиняли КПК и правительство в том, что они убивали своих соотечественников при помощи винтовок и танков. Некоторые из них в ярких красках описали, как были убиты люди рядом с ними. Заместитель директора русской версии пекинского радио был застрелен, когда возвращался с работы домой. Однако слушатели из других частей Китая все верили в версию, которую преподносили китайские СМИ: никто не был убит. В своих письмах они вложили множество вырезок из местных газет, которые обвиняли «толпу» в контрреволюционной деятельности и утверждали, что это студенты напали на солдат.

Вот несколько примеров того, как КПК манипулирует СМИ. Когда в Китае началась эпидемия атипичной пневмонии, китайские СМИ скрывали этот факт в течение долгого времени. Когда они уже больше не могли отрицать эпидемию, они признали этот факт. Затем они начали сообщать о том, как партия беспокоится о здоровье своего народа, и о том, что под прямым руководством КПК эпидемия атипичной пневмонии была взята под контроль и ликвидирована.

Во время теперешней кампании по дискриминации Фалуньгун КПК с одной стороны мобилизовала все СМИ, чтобы они пичкали китайский народ сфабрикованными историями, демонизирующими Фалуньгун, и запугивали людей, чтобы они избегали последователей Фалуньгун. С другой – все книги и материалы Фалуньгун были уничтожены, чтобы люди не имели возможности проверить, правду ли говорят СМИ или нет. Не имея других источников информации, многие верят тому, что говорят СМИ.

Недавний визит Далай-ламы, тибетского духовного лидера, в Австралию напомнил мне о другом, ранее пережитом опыте. Когда я впервые приехал в Австралию в 1988 году у меня был разговор с одним из моих соседей. Во время беседы он упомянул, что китайская армия и полиция избивает тибетцев. Не колеблясь и не думая, я сказал: «Нет, это неправда». Лишь когда он пригласил меня в дом и показал репортажи западных СМИ, которые он записал на видеокассету, я поверил. КПК всегда описывала Далай-ламу как сепаратиста, который хочет расколоть Китай. Одним словом, плохой парень. С другой стороны, китайские СМИ сообщали людям, с какой добротой КПК управляет Тибетом и насколько любезно китайская армия относится к местным тибетским жителям. Китайцы не знают, насколько большой популярностью пользуется Далай-лама во всем мире.

СМИ КПК всегда говорили, что социализм – это лучшая система, чем капитализм, который является отсталым, коррумпированным и обреченным; социализм победит капитализм.

Я родился в 1949 году, когда КПК пришла к власти, и подвергся «промывке мозгов» через образование, которое я получил. Поэтому я никогда не испытывал сомнений относительно того, что КПК говорила нам.

После Культурной революции все интеллектуалы, включая учителей и студентов, должны были пройти через так называемые кадровые школы, чтобы закалиться через труд. В 1974 году я отправился в кадровую школу уезда Феньян в провинции Аньхуэй. Мы все жили в домах у крестьян. Я был шокирован, когда увидел, насколько бедно они живут. Дом был сделан из глины, внутри не было нормальной мебели. В комнате были лишь маленький стол и самодельная кровать (деревянная рама, вдоль которой протянуты веревки). Дети были одеты в тряпье, если одеты вообще. У них всех был большой живот от недоедания. Нам сказали, что все зерно сдавалось для города. Если раз в год они могли поесть свинины, то, считалось, что это удачный год. Самое страшное из услышанного мной было то, что во время трехлетнего голода 1959-1961 гг. местные жители были вынуждены есть кору деревьев и траву. Когда не стало и этого, они начали есть землю. В конце концов, люди начали есть других людей. Если бы я не слышал этого своими ушами, то мне трудно было бы поверить в такое. КПК объясняла голод природными бедствиями. Теперь мы узнали, что погода была ни причем. Причинами голода, унесшего жизни 40 миллионов человек, стали идеология, глупость и бесчеловечность правительства.

Как КПК «обманывает иностранных дьяволов»


Во время визита Никсона в Шанхай в начале 70-х годов произошел один случай. Это был первый визит американского высокопоставленного лица с тех пор, как коммунисты пришли к власти. С Никсоном путешествовала группа людей, которые считались экспертами по Китаю. Чтобы произвести на американцев хорошее впечатление, была организована большая кампания. Моя подруга, которая жила в районе Хуанпу, где расположена знаменитая дорога Наньцзин, рассказала мне историю. Она сказала, что в соседнем комитете ее попросили прийти к дороге Наньцзин в определенное время. Она должна была одеться в лучшую одежду и гулять на определенном участке дороги. Таким образом, когда Никсон приехал, он смог увидеть множество хорошо одетых людей, гулявших вдоль дороги Наньцзин, которые выглядели состоятельными. Магазин, который собирался посетить Никсон, также получил приказ и полностью подготовился. Они изготовили новые ценники для каждого товара, продававшегося в магазине. На этих ценниках все цены были занижены, чтобы заставить американцев думать, что в Китае товары очень дешёвые. Это была очень хитроумная кампания, которая требовала координации многих департаментов. В неё были вовлечены тысячи людей. Тем не менее, КПК с непринужденностью справилась со всем этим

Теперь подумайте, насколько легко для КПК сфабриковать самосожжение на площади Тяньаньмэнь или привести американских дипломатов в госпиталь Суцзятунь, чтобы «доказать» им, что там не происходит извлечение органов у живых людей.

Некоторые могут задаться вопросом, соответствует ли действительности то, что я говорю. Я хочу кое-что сказать: я сам был вовлечен в одну из этих вводящих в заблуждение кампаний. В 1978 году, когда съемочная группа с американского канала NBC создавала документальный фильм о китайской системе образования, я работал их переводчиком. Во время съемок они хотели снять кадры продуктового рынка в Пекине. Мы связались с рынком Дунси и сказали, что иностранцы собираются отправиться туда снимать, и посоветовали подготовиться. Я объяснил хозяевам рынка, что они будут нести ответственность за имидж партии, иначе образ социализма будет дискредитирован. В день, когда я приехал туда, я был поражен. Обычно пустой рынок был наполнен товарами. Там были живые курицы и утки, живая рыба, свинина, все виды свежих овощей и соевых продуктов. Когда документальный фильм транслировался в Америке, люди подумали, что так выглядит типичный китайский продуктовый рынок. В действительности это было не так.

У китайцев существует поговорка: «Не выносить из дома сор». КПК приняла это близко к сердцу и разработала теорию «удержания информации от посторонних или иностранцев». В то время я не считал, что это плохо, и верил, что моя обязанность в том, чтобы партия имела положительный образ и не потеряла лицо. Я считал, что это крайне важно, чтобы у иностранцев осталось хорошее впечатление о Китае. Когда партия находилась в затруднительной ситуации, мы должны были помочь «обмануть иностранных дьяволов». КПК часто использовала это выражение.

Падет ли КПК в скором времени?


Многие люди не верят, что падение КПК может наступить очень скоро. Я до сих помню описания КПК бывшим профессором экономического факультета Монашского университета Яном Сяокаем. Этот известный экономист в интервью сказал, что компартия подобна человеку, сидящему на груде сухих дров, и Китаю нужен лишь Чэнь Шеен или У Гуан, или новая политическая партия, чтобы поджечь дрова и уничтожить ее. Чэнь Шеен и У Гуан были лидерами вооруженного восстания против правления династии Цинь, последовавшего за смертью императора Цинь Ши Хуана. По его словам, лучшее, что КПК может сделать – это добровольно отказаться от власти. Иначе говоря, жизни ее членов могут оказаться в большой опасности, если начнется восстание. Он обрисовал картину, которая была несколько лет назад. Теперь же после публикации «9 комментариев о коммунистической партии» все большее число людей, осознав сущность КПК, выходит из нее и родственных ей организаций (комсомола и пионеров). Поэтому я настроен оптимистично относительно быстрого падения КПК.

Какое это имеет отношение к вам?


Вы можете задаться вопросом, какое отношение всё это имеет к Австралии. Многие люди инвестируют в Китай, другие – покупают китайские акции и товары. Коррумпированная деловая система Китая стала причиной потерь для многих иностранных инвесторов. По своему личному опыту я знаю, что ни КПК, ни кому-либо, связанному с ней, нельзя доверять. Я надеюсь, что каждый подумает дважды, прежде чем решиться вложить деньги в Китай. Ваши деньги могут быть использованы для преследования диссидентов, разработки технологий для цензуры в Интернете, разработке оружия, производства подделок западных фирменных товаров или просто осядут на заграничном счете в банке какого-нибудь коррумпированного чиновника. Лишь после падения КПК, возрождения традиционной китайской культуры и создания здоровой атмосферы в деловых и финансовых кругах вы сможете без опасений иметь бизнес с Китаем и быть уверенными, что китайские товары отвечают стандартам качества. Мы с нетерпением будем ждать этого дня, который, я надеюсь, насупит в ближайшем будущем.

Сяо Фань. Великая Эпоха