В космосе обнаружили невиданное ранее образование — соединённые кольца

В космическом пространстве обнаружили интересное образование, которое может быть связано с зарождением планет. В одной из систем с двумя звёздами нашли также два необычных кольца.

Художественное изображение пыли и газа в системе с двумя звёздами GG Tauri-A, которая расположена в 460 световых годах от Земли в созвездии Тельца. Иллюстрация: ESO/NAOJ/NRAO

Одно из колец опоясывает всю звёздную систему, второе — главную её звезду. По подсчётам астрофизиков, внутреннее кольцо имеет такую же массу, как Юпитер. Но звезда, вокруг которой оно расположено, с такой скоростью забирает материю кольца, что оно давно должно было исчезнуть.

Как обнаружили исследователи, объясняет существование такого кольца то, что его крупный «брат» подпитывает его, постоянно отдавая часть своей материи. Как доказательство этому между кольцами астрофизики зафиксировали перемещение значительных скоплений газа.

«Перетекание материала было предсказано с помощью компьютерного моделирования, но его ещё не удавалось зафиксировать. Выявление этих сгустков [газа — авт.] указывает, что материал перемещается между кольцами, позволяя подпитывать одно из них», — объясняет исследователь Анна Датро из Лаборатории астрофизики в Бордо, Франция.

Учёные говорят, что обнаруженное ими явление играет важную роль в процессе формирования планет. Эти небесные тела образуются из материала, который остаётся после рождения звезды. Процесс формирования планеты медленный, и требует, чтобы кольцо материи вроде того, что было обнаружено, держалось долго.

«Мы можем стать свидетелями формирования таких экзопланетных систем», — говорит астроном Джеффри Бери, соавтор исследования из Колгейтского университета в Гамильтоне, США. Учёный объясняет, что на примере системы с двумя звёздами GG Tauri-A исследователи изучают, как такие образования могут формироваться и существовать.

«Это [открытие — авт.] означает, что у систем с несколькими звёздами могут формироваться планеты, несмотря на их сложную динамику. Учитывая то, что мы и дальше находим интересные планетарные системы, наши наблюдения позволяют судить о механизмах, благодаря которым формируются эти системы», — говорит Бери.