ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Звезда фильма «Калифорнийская мечта» Арманд Ассанте рассказывает о комедии ситуаций в пост-коммунистической Румынии

Великая Эпоха
Сержант Дэвид Маккларен (Джейми Элман) сдерживает капитана Дага Джонса (Арманд Ассанте) от потери контроля над собой из-за недостающих бумаг, которые препятствуют ему завершить миссию по транспортировке военного оборудования на поезде в Косово. Фото: Mari
Сержант Дэвид Маккларен (Джейми Элман) сдерживает капитана Дага Джонса (Арманд Ассанте) от потери контроля над собой из-за недостающих бумаг, которые препятствуют ему завершить миссию по транспортировке военного оборудования на поезде в Косово. Фото: Mari
Торонто. Арманд Ассанте, четырежды номинированный на получение «Золотого глобуса», известный своими ролями в фильмах «Короли мамбо», «Судья Дрэд» и сериале Андрея Кончаловского  «Одиссей» снялся в картине «Калифорнийская мечта (Бесконечная)», которая получила положительные отзывы критиков.

Режиссёр фильма Кристиан Немеску и звукорежиссер Андрей Тонку трагически погибли в автокатастрофе 24 августа 2007 года, до того, как фильм был завершён. Талантливому Немеску было всего 27 лет, и теперь «Калифорнийская мечта» является его небольшим, но впечатляющим наследием, которая была удостоена особого приза на Каннском кинофестивале в 2007 г.

Сюжет фильма основывается на событиях, произошедших в июне 1999 года, когда радарная система НАТО перевозилась на поезде в Косово. Миссия едва не сорвалась, когда коррумпированный начальник железнодорожной станции в Румынии отказался пропускать поезд без заполненного  соответствующим образом таможенного бланка.

Через  зачастую забавные противоречия между начальником станции и командирами американского подразделения, сопровождающими радарную систему, мы погружаемся в жизнь провинциальной Румынии и смеёмся сквозь слёзы над нелепой системой, оставшейся в наследство после коммунизма.

Показанный в рамках международного кинофестиваля в Торонто  15 сентября, фильм был тепло встречен зрителями, и у меня появилась возможность побеседовать о фильме с Армандом Ассанте, который вдохнул жизнь в главного героя капитана Дага Джонса.

- Почему Вы заинтересовались этим проектом?

- Когда Кристи (Кристиан) Немеску показал мне сценарий, я подумал, что он является замечательной метафорой положения, в котором сейчас пребывает мир. Со всеми технологиями и военной мощью, которую мы имеем, тем не менее, судьбу мира определяет характер. Весь фильм о доверии и уважении. В целом он означает для меня следующее: на уровне подсознания кому вы можете довериться?

- Ваш герой, несомненно, очень сильный. Какую роль в этом играют его личные  качества и то, что  он является американцем?

- Мой отец служил в военно-морском флоте, он рассказывал мне о войне. Я всегда думал, что мы имеем сильную армию, людей, понимавших последствия пребывания  в военной зоне, даже мирного пребывания. И зачастую наши военные предупреждали администрацию о возможных последствиях тех миссий. И мне кажется, в конечном счёте, именно военными не только политически манипулируют, но и обвиняют  их в случившемся.

Джонс - наглядный пример того, что происходит в армии: он не собирается позволять мелочной коррумпированности Дояру помешать важному делу. В этом отношении он чист. Мне очень нравится роль капитана Джонса. Изначально, роль Джонса больше походила на роль клоуна, я надеюсь, что мне удалось передать его сильную моральную сторону.  Если вы посмотрите фильм, то увидите, что всё идет наперекосяк, потому что он уважает Дояру. Судьбу мира всегда решает характер.

- Что Вы думаете о сегодняшнем состоянии румынского общества?

- Кристи Немеску любил Румынию, и он понимал Румынию, будучи молодым человеком. Он рассматривал страну в её историческом, политическом и социальном контексте. Что представляет собой Румыния сегодня и куда она движется? Я думаю, что это является ключевым и позволяет отделить один талант от другого: Кристи обладал талантом увидеть связь между чертами персонажа  и обществом.  Если политически общество находится во власти коммунистического диктатора, последствия этого могут отразится в людях.

Последствием Советского Союза стало то, что люди потеряли инициативу, потому что им говорили, что делать, а то что им обещали, никогда не сбылось. Именно о потере инициативы и говорил Кристи. Он насмехается над своими собственными  соотечественниками, и насмехаясь говорит, что это всё произошло из-за трагических обстоятельств. 

Румынские персонажи фильма были созданы согласно обстоятельствам. Все наши персонажи были созданы по воле обстоятельств. Когда режиссёр обладает способностью шутить над своим собственным обществом, то это свидетельствует о том, что это здоровое общество. В некотором смысле, если вы посмотрите на историю кино: послевоенная Италия - они ввели свое общество в эпоху неореализма. Они показали, что оно из себя представляло, и это было признаком здорового общества. В Америке мы по-прежнему хотим смеяться над собой каждый вечер по телевидению, это признак прогрессивного общества. Я думаю, что Кристи исходил из этого. Вы не сможете двигаться вперед, если не хотите смеяться над своим прошлым.

- Каково главное послание «Калифорнийской мечты»?

- Для меня самое важное то, что зрители увидят в этом фильме метафору глобального общества. Я думаю, что это своевременная история о настоящей ситуации мира на разных уровнях. И опять же,  судьбой мира управляет сила нашей воли - не наши технологии, не замечательные способности к общению, ничто из этого не имеет смысла без силы воли.

- Роль американцев отражена реалистично в этом фильме?

- Нравственное замешательство американцев отражено точно. Почему нравстенное замешательство? Потому что, давайте, задумаемся, что создало Америку? - Остальной мир. Америка - это как раз и есть остальной мир, только она из-за всех сил пытается понять, что он из себя представляет. Однако в действительности остальной мир хочет быть Америкой, а Америки возможно бы и не было без остального мира. Америка - это мечта. В действительности мы настолько защищены, что словно живём в пузыре. Как мы можем сохранить и защитить идеалы этого общества, которое, к сожалению, является крайне материалистичным и потребительским? Как мы можем оправдать потребление 2/3 всех мировых ресурсов? Потому что в действительности остальной мир  хочет быть Америкой, ездить на таких же самых машинах, что и мы. Так как мы можем делать это таким образом, чтобы остальной мир продолжил существовать?

Лидия Лукиных. Великая Эпоха