ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Рецензия на фильм '99 франков' (99 francs)

Великая Эпоха
У фильма есть две альтернативные концовки, которые являются копией начала.
У фильма есть две альтернативные концовки, которые являются копией начала.
Бестселлер Фредерика Бегбедера, открывающий обществу потребления глаза на гнилостную сущность рекламы, ждал экранизации семь лет. Собственно говоря, фильм интересен не из-за прописных истин, которые не без юмора излагает бывший работник рекламного агентства, сколько из-за любопытства: чем в очередной порадует голландец Ян Кунен, снявший в 1997 году безбашенного "Добермана".

Традиционный для Кунена клиповой монтаж и отсутствие долгой раскачки: сел и поехал. Однако, лучшее в фильме — изобретательные переходы от одной сцены к другой. Все остальное довольно тривиально. Кажется, что творческий почерк Кунена со времен "Добермана" совершенно не изменился, отчего мир рекламы в его фильме выглядит довольно архаично.

У фильма есть две альтернативные концовки, которые являются копией начала. То есть, у фильма имеется два альтернативных начала, что довольно необычно. Прыгнувший с крыши Октавиан пролетает мимо "правильной" жизни, изображенной на... рекламном плакате. Правильная жизнь — это мирное существование на лоне природы, вдали от бессмысленной городской суеты, то есть, то существование, к которому он обращается во второй альтернативной концовке. Но это тоже иллюзия. Закольцованность, безысходность являются рефреном фильма. Герой фильма плодит иллюзии, но сам же ими питается, превращаясь в змею, кусающую себя за хвост. Он смутно осознает, что является вымышленным персонажем фильма, коллекционный дивиди с которым продадут за 99 франков. Даже умереть спокойно не дадут, в отличие хотя бы от хомяка, клетка с которым находилась в его разукрашенном бирюльками кабинете. Вечная сансара.

В роли Октавиана, короля слоганов и рекламных концепций, снялся Жан Дюжарден, внешне довольно похожий на Бегбедера. В фильме есть один примечательный момент. Октавиан считает рекламный ролик искусством, и его обламывает, что ему приходится подчиняться требованиям тупых заказчиков. Октавиан идет по тупиковому пути развития, и это приводит его к деградации. Как заметил еще В.Набоков, "реклама — это пошлость", и какая бы она ни была остроумная и красочная, все равно ее суть — втюхиванье товара потребителю.

Между тем, если взглянуть на реальность, куча народу идёт от "Каннских львов" и прочего, и даже готова платить хорошие деньги, чтобы посетить "Ночь пожирателей рекламы". Думается, это апофеоз потребительской дурости и в то же время наивысший взлет низколетящего "искусства" пиара.

Источник:
ЭКРАНКА.РУ