ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Обзор фильма «Глаза рыбы» на кинофестивале в Трибеке

Великая Эпоха
В реальности не существует одного-единственного Китая, их много. Это обширная страна, населенная различными народами. Однако в экономическом плане можно выделить два разных Китая - перспективная экономическая держава, о которой мы постоянно слышим из СМИ и значительная часть страны, с трудом сводящая концы с концами. Режиссер Чжен Вэй обращает свою камеру на второй Китай в реалистичной драме «Глаза рыбы».

Уныние в Китае: сцена из трогательной драмы «Глаза рыбы». В фильме показан сельский Китай и упадок традиционных семейных ценности из-за городской модернизации. Фото: Tribeca Film Festival
Уныние в Китае: сцена из трогательной драмы «Глаза рыбы». В фильме показан сельский Китай и упадок традиционных семейных ценности из-за городской модернизации. Фото: Tribeca Film Festival
Пекинская Олимпиада идет полным ходом, но для Дэшуя, живущего тяжелой жизнью в пустыне, это театрализованное зрелище не более, чем далекий мир. Женщины здесь редкость, появление здесь женщины крайне редкое событие. Поэтому, когда в их доме появляется тихая загадочная женщина, это определено вызывает удивление у его отца. Однако ее хрупкость пробуждает в старике отеческие чувства, которые, вероятно, являются компенсацией за лишенные привязанности отношения с его холодно-отстраненным сыном Дэшуем.

Очевидно, что Дэшуй ощущает соблазн «нового» Китая, но остается связанным экономическими реалиями его провинциального быта. Он постоянно ищет кратчайшие пути, связываясь с представителями опасного преступного мира и используя других людей, включая женщину, которая теперь делит с ним дом. Традиции и семейные связи не находят отклик в его душе. Пропасть между Дэшуем и его отцом проявляется даже на физическом плане, когда сын явно с неохотой становится рядом с отцом для фото.

Чжен Вэй показывает нам одинокую запустелую страну, часто используя метод съемки через мерцающие зеркала для того, чтобы еще сильнее деформировать восприятие зрителя. Периодически радио сообщает очередные триумфальные новости с Олимпийских Игр, усиливая ощущение удаленности. Для жителей пустыни эта Олимпиада с таким же успехом могла бы проходить и на Марсе.

Три ведущих актера в «Глазах рыбы» исключительно правдиво отображаются беспощадным объективом Чжен Вэя. Гу Син-Хун, Ши Пэй-Лян и Шень Мэен-Яо явили превосходное немногословное трио, подразумевающее двусмысленность и сложность их «семейной» ситуации. Они больше походят не на актеров, а на реальных людей, попавших в ловушку реальной жизни.

Чжен Вэй - терпеливый режиссер, намеренно использует замедленный темп в фильме для того, чтобы передать настроение и атмосферу этого отдаленного уголка китайской пустыни. Тем не менее, картина не кажется затянутой даже на утренних показах фестиваля. Это бескомпромиссно натуралистичное видение современного Китая и отчаяние тех, кто пытается противостоять реалиям повседневной провинциальной жизни. Фильм демонстрировался 29, 30 апреля и 1 мая на кинофестивале в Трибеке.

Джо Бендель. Великая Эпоха