ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Незабываемые феномены - комедианты братья Маркс

Великая Эпоха

Незабываемые феномены - комедианты братья Маркс. Фото с сайта exler.ru
Незабываемые феномены - комедианты братья Маркс. Фото с сайта exler.ru
Их было пять: Чико, Харпо, Граучо, Гаммо, Зеппо. Безудержная  гениальная веселость, поразительное чувство партнерства и публики, виртуозное актерское мастерство, врожденная музыкальность, беспечность, наивность, блестящий абсурдный юмор, - все  эти качества сделали Марксов основателями комедийного американского киноискусства.

 
Фильмы с участием братьев не сходили с экранов 30-40-ых годов. Их  блестящие шутки стали классическими, распространились по всему свету и до сих пор, кто помнит или слышит их впервые, искренне смеётся.

Рожденные в семье еврейских беженцев из Южного Тироля, умудрявшейся прожить на 18 долларов в неделю, где отец был настолько неудачным портным, насколько его дети вскоре станут удачными в своей профессии.
 
Успех  детей,  оказался не столь заслугой Маркса-отца, а… результатом безвылазной бедности, но и, безусловно, мамы семейства, Минны. Она здравым взглядом посмотрела на успех своего брата, комика Альберта Шин (наследственность – важная составляющая в выборе профессии). Брат был  вполне доволен жизнью, Минна знала, что ее дети невероятно способные и решила «соорудить» ансамбль поющих мальчиков. Это идея оказалась также не без наследственных соображений – бабушка Минны еще в Тироле играла на арфе и пела, зарабатывая себе на еду. 

Чико, Харпо, Граучо, Гаммо, Зеппо  - это актерские клички образов, придуманные братьями, в которые они перевоплотились еще в детстве, и так, до конца жизни, с этими кличками и характерами не расставались (во всяком случае, публика не видела их в других перевоплощениях).

Чико, старший брат, родился в 1886 году, получил имя Леонард. Мальчик, из-за занятости мамы родами остальных будущих комиков и папиной беготней в поисках «глупых» клиентов, был предоставлен самому себе. Чико становится виртуозом-пианистом, наверное, самым уникальным образом в истории игры на фортепьяно. Он, взяв только четыре урока музыки, сделал расчет, что 25 центов – это дорого, решил, что дешевле научиться стучать по клавишам самому, придумал свою собственную манеру игры. Результат на лицо: Чико - блестящий пианист, многочисленные сохранившиеся видеозаписи тех лет демонстрируют игру, вызывающую и смех, и восхищение.
 
Харпо, следующий сын, еще одаренней Чико, родился в 1888. Он, почти с пеленок, находит бабушкину арфу в чулане, беря пример с брата, и даже усовершенствуя его подход к овладению инструментом - не берет никаких уроков, а полностью сам, безграмотно, но интуитивно, виртуозно овладел игрой на арфе, потом - на тромбоне, корнете, кларнете и скрипке. Кроме этого, он становится замечательным мимом и фокусником. Он первый и единственный побывал на гастролях в советской России в 1933 году, был тепло принят зрителями, признался, что он троюродный племянник Карла Маркса, пошутил с КГБ, сыграв в шпиона, и таки оказался случайно в роли шпиона на самом деле.
 
Граучо, родился в 1890. Он  страстно полюбил «слово», хотя наследственная музыкальность в области пения проявилась в полной мере, когда братья выступали как поющий ансамбль. Граучо пережил Чико и Харпо, умерев в 1977 году на вершине славы. Он с 1950 года, когда братья устали и ушли со сцены, продолжил карьеру на телевидении, основав  викторину You Bet Your Life. Позже все его блестящие остроты одиннадцатилетнего существования программы были собраны в книгу, и сам он написал несколько замечательных книг. Граучо считается основателем интеллектуального абсурда.
 
Ныне здравствующий, выдающийся американский кинорежиссёр, актёр-комик, писатель, продюсер, джазовый музыкант, Вуди Аллен говорил о братьях: «В них было какое-то необъяснимое, немотивированное безумие. Чико был талантлив, Харпо был невероятно талантлив, а Граучо был на голову выше их всех. Во всем, что они делали, была какая-то веселость. Это было их внутреннее качество, оно в них присутствовало на генном или клеточном уровне».

Гаммо, четвертый сын, родился в 1894 году с именем Мильтон, Зеппо – в 1901 году с именем Герберт. Двое младших уходят со сцены, по причинам не столь высокой одаренности в комическом плане, в конце 20-х годов (не все же должны быть в семье гениями, трех вполне хватит). Гаммо становится продюсером своих братьев, Зеппо, пережевав тяжелейшую зависть к старшей троице, присоединяется позже к Гаммо.
 
Чико, Харпо и Граучо считались тремя американскими Чаплинами (и в этом Америка перещеголяла Европу), причем, каждый комик был индивидуален до предела.
 
Снятые 70 лет назад комедии, настолько заряжены живым, искрящимся юмором, что в 2000 году сумели занять пятое место в списке «100 лучших комедий всех времен и народов».


Хава Тор. Великая Эпоха