ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Симпатия к волосатым восьминожкам

Великая Эпоха
Мексиканский красноколенный паук-птицеед защищается тем, что выставляет жалящие волоски с крючками на них. Фото: Stephen Dalton
Мексиканский красноколенный паук-птицеед защищается тем, что выставляет жалящие волоски с крючками на них. Фото: Stephen Dalton
«Где бы мы не находились, поблизости, по всей вероятности, находится, как минимум один паук», - гласит вступление Стефена Далтона к его книге «Пауки: успешные охотники». На последних страницах, в послесловии, автор признается, что сам десятилетиями страдал от арахнофобии (боязнь членистоногих, преимущественно пауков). Он все еще пугается при виде больших и быстрых пауков, но разум и любовь к природе побеждают. В результате, его описания пауков звучат как «элеганты», «хищная кошка», «великолепны» или «обворожительны».

Восхитительны и забавны


По мнению Далтона, даже для закоренелых арахонофобиков, проще всего подружиться с «восхитительными маленькими пауками-скакунами» наблюдая за ними: «Очень забавно, как пауки наблюдают за нами, иногда преследуя каждое движение, при этом поворачивая свою голову вкось, вверх или вниз». То, как они прыгая нападают на комаров или тлю, может стать еще одной причиной для симпатии к ним.

Полезным нам может показаться Scotophaeus blackwalli - плоскоживотиковый паук, который охраняет нас по ночам от комаров, патрулируя по стене комнаты. Только советуется не бросать небрежно в угол одежду или, по крайней мере, вытряхивать её перед одеванием. Так как после ночных прогулок этот паук охотно скрывается в такой куче одежды. Он может укусить, проснувшись у кого-нибудь под мышкой.

Боязнь


Хотя известно, что человек не является целью добычи пауков, даже эксперты пугаются больших угловых пауков, когда они, к примеру, размером до 10 см вместе с лапками, обнаруживаются в ванне. Обычно они остаются в укрытии, но осенью отправляются на поиски пары. При этом они иногда становятся жертвами другого вида пауков, которых и не заподозришь в такой охоте: худые, длиннолапые дрожащие пауки, которые по несколько дней сидят не двигаясь в своей паутине на потолке (пока мы не возьмем пылесос). На своих длинных лапках он метает нить в жертву с безопасного расстояния. Далтон пишет: «В северной Америке они не останавливаются даже перед черной вдовой»!

Внушающий страх


Боязнь укуса больших волосатых пауков птицеедов, по мнению Далтона, безосновательна, так как яд большинства их видов почти не действует на людей. Несмотря на это, не следует дразнить, например, тарантула. Для защиты пауки птицееды выставляют снизу жалящие волоски. На этих волосках находятся крючки, раздражающие кожу, и при попадании в глаза они могут вызвать временную или постоянную слепоту.

Большинство пауков безобидны. Далтон описывает, какие из пауков иногда кусаются и какие виды нужно действительно избегать. По сути, большинство пауков намного больше боятся нас, чем мы их. О пауке-волке Arctosa perita Далтон пишет: «Чтобы заснять его камерой, мне пришлось часами, замерев, неподвижно лежать в песке. Даже сгибание пальца заставляло паука прятаться в трубу».

Отточенные охотничьи стратегии


Главная тема книги - это удивительные техники охоты пауков: пауки-волки охотятся в быстром беге, «под стать гепарду, охотящемуся на антилопу». Далтон описывает, как пауки устраивают ловушки своей добыче, подстерегают её, оплевывают ядовитым клеем или используют свою нить, как лассо. Есть вид тропического прыгающего паука, который подражает токованию паука, привлекающего пару. Когда приходит привлеченная дама, он прыгает и съедает её.

Зависть к паутине


Книга Стефена Далтона «Пауки: успешные охотники»
Книга Стефена Далтона «Пауки: успешные охотники»
Разную паутину у пауков вырабатывают до шести различных желез: для обматывания жертвы, для яйцевого кокона, для паутины, нити для перетаскивания, нити безопасности, клейкие нити... ученые прямо-таки завидуют такому материалу: он растягивается до трехкратного размера и в пять раз прочнее, чем стальные нити такого же диаметра.

С помощью высокоскоростного фотоаппарата Далтон сделал 250 четких фотографий пауков вблизи. В десятикратном увеличении можно без проблем увидеть на пауках бородавки или когти на концах лапок, которыми пауки держатся за паутину. На фотографиях можно посмотреть паукам в глаза, только нужно выбрать, в какие из трех-четырех пар глаз смотреть. В отдельной главе Далтон подробно рассказывает, как можно самому сфотографировать паука.

Для любителей скоростного чтения некоторые специальные термины в книге могут показаться сложноватыми. Но феноменальные фотографии, непривычно милые комментарии наблюдения членистоногого животного с подпорченной репутацией, вперемешку с анекдотами, делают эту книгу весьма интересной и поучительной.

Хайке Золяйнски. Великая Эпоха