ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Красота на века

Великая Эпоха
Красота в Древнем Египте имела особенную значимость, а также глубокий смысл. Сегодня глядя на мумии, мы можем почувствовать стремление к совершенству и бессмертию. В то время как выставка в Штутгарте посвящена теме мумификации, в Карлсруэ мы узнаем больше о красоте в Древнем Египте.

Саркофаг представлял собой запасное тело и жилище для духа мертвеца. Фото этнографической коллекции в Историческом музее Берна
Саркофаг представлял собой запасное тело и жилище для духа мертвеца. Фото этнографической коллекции в Историческом музее Берна
Сюзанна Мубарак, первая леди арабской республики Египет, сказала в Штутгарте в своем выступлении во время открытии выставки: «Один из самых важных аспектов древнеегипетской культуры - это человек с его стремлением к мудрости, красоте и миру... В их всеобъемлющем поиске вечной мудрости, а также вечного мира, для древних египтян духовность являлась центральной по значимости темой».

Что побудило древних египтян, ценить красоту как высший идеал, достойный в первую очередь быть сохраненным и после смерти? Погребение в пустыне вело к естественной мумификации умершего и было исходным пунктом для профессии, которая с годами и столетиями совершенствовалась все больше. Тело должно было сохраняться на века.

Что понимали тогда под словом "красота" (неферу), что считалось "прекрасным" (нефер)? Красота в Древнем Египте была композицией из видимой, внешней красоты и совершенства тела по форме, а также богатого внутреннего содержания, которое можно описывать понятием «добродетель». Только тот, кто отправлялся в царство мертвых с дееспособным телом и чистой душой, мог претендовать там на вечную жизнь.

Египтяне любили жизнь и часто доживали до глубокой старости. Они были далеки от того, чтобы жить для смерти. Они полагали, что с наступлением смерти жизнь не прекращается. Мумификация должна была содействовать тому, чтобы умерший всем телом мог перейти в царство мертвых, чтобы участвовать в потусторонней жизни.

«После процесса бальзамирования, очищенному и физически восстановленному мумификацией человеку предстояла встреча с грехами, которые умерший накопил в течение жизни. И таким образом, умерший представал перед судом, чтобы держать ответ перед божественным судьей Осирисом:

Осирис: в потустороннем мире умершие должны были нести ответ перед ним. Фото музея искусств и ремесел в Гамбурге
Осирис: в потустороннем мире умершие должны были нести ответ перед ним. Фото музея искусств и ремесел в Гамбурге
«Я не поступал с людьми несправедливо. Я не притеснил никакую группу (людей)... Я не знаю ничего о прегрешениях. Я не творил никакое преднамеренное зло. Я не злословил. Я не был слаб. Я не вызывал гнев богов. Я не поносил никакого служителя перед его начальником. Я никого не бил». (Tb 125).

В то время как умерший говорил, сердце взвешивалось, и если оно было так же легко как перо, он мог войти в царство мертвых. Страусиное перо, которое служило как противовес, считалось символом правды, справедливости и правильного мирового порядка.

На Штутгартской выставке посетители узнали все об искусстве мумифицирования (мумификации), а так же об исторических и мировоззренческих особенностях той эпохи. Особенным событием явился документальный фильм о дорогостоящем восстановления жемчужной сети. Впервые при помощи новых методов удалось реставрировать жемчужную сеть древнеегипетской мумии. Внушительный результат: прежнее великолепие жемчужной сети, покрывавшей мумию, было полностью восстановлено.

Жители Карлсруэ могли узнать о многогранном понятии красоты египтян в трех блоках выставки: «Красота в форме», «Красота в будни и праздник» и «Красота на века».

«Прекрасный склад характера - это небо человека. Представь, что вся страна ценит тебя, так как хороший характер остается в памяти даже по прошествии многих лет». Это слова из поучений для фараона Мерикара 2 000 г. до н.э.

Андреа Кранц. Великая Эпоха, Германия