ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Спасибо «Колыбельке» за счастье материнства! Мягкие водные роды

Великая Эпоха
Воспоминания о моих первых родах остались одними из самых «памятных» в моей жизни с большим знаком минус. Поэтому когда я второй  раз вышла замуж (а мой муж отчаянно хотел ребенка), я не очень-то знала, что я хочу, но точно уже знала, чего не хочу: рожать в роддоме. Поэтому, наверное, все рассказы знакомых и друзей о нетрадиционных родах непроизвольно оседали в моей памяти.
 
Роды в Колыбельке. Фото: JAIME RIUS/AFP/Getty Images
Роды в Колыбельке. Фото: JAIME RIUS/AFP/Getty Images
Но так получилось, что моя старшая дочка порадовала меня известием, что я скоро стану бабушкой, прежде чем я родила вторую дочку. И я стала усиленно звонить своим знакомым, которые рожали не в роддоме, выясняя все подробности. Я узнала все контакты, что смогла. Передала их дочери и уехала в Москву, где тогда работала.
 
А дочка усиленно начала готовиться к нетрадиционным родам. Посещала лекции и курсы, ходила на занятия в бассейн, полностью погрузилась в этот процесс. Я почувствовала, что ей все это дает уверенность, и успокоилась.
 
Приехать на сами роды я не успела, но примчалась на следующий день после родов и как раз успела застать акушерку, которая пришла проверить состояние мамы и ребенка, провела инструктаж по уходу за ребенком, показала первую гимнастику и упражнения в ванне и рассказала, как начать учить ребенка плавать. Поздравила меня с замечательными родами дочки, которые прошли просто идеально.

Так я и познакомилась с акушеркой, с которой потом и рожала свою вторую дочку. Поэтому, когда через несколько месяцев выяснилось, что мне предстоит в ближайшем будущем аналогичный процесс, я уже точно знала, куда мне надо идти и обращаться.
 
Мои первая и вторая беременность прошли кардинально различно, несмотря на наличие в обоих случаях аналогичных вторичных признаков: сильный токсикоз, повышенную потребность во сне и др. «прелестей», характерных для этого периода жизни. Но как ни парадоксально, если первая беременность в 20 лет, воспринималась как 9 месяцев кошмара и страданий, вторая беременность в возрасте за 40 прошла изначально в спокойном и счастливом осознании и подготовке к материнству.

Конечно, каждый возраст дает свои приоритеты и жизненные ценности. Но во многом, лично мне, помогла «Колыбелька» и аналогичные организации, которые сейчас, к счастью, есть во всех городах.
 
Моя акушерка, которая планировала у меня принимать роды, наблюдала меня с первых дней беременности.  Я могла ей позвонить в любое время суток, если меня что-то беспокоило или тревожило, и получить консультацию. На сами роды она приезжает туда, где вы запланировали рожать со своим бассейном, который готовит заранее. И проводит с вами все время, начиная со схваток до родов.
 
Пока я могла себе позволить продолжать оставаться и работать в Москве, я посещала занятия для беременных в бассейне, где проходила очень интенсивная специализированная физическая подготовка: упражнения на дыхание, плавание, гимнастика в воде, аквафлоутинг (методика глубокого расслабления в воде) и т. д.
 
Полный курс подготовки к домашним родам предполагал целый комплекс физической и психологической подготовки, причем не только для будущей мамы, но и для папы. Я была уверена, что мне вся эта подготовка не требуется. Но по результатам первой обширной ознакомительной беседы с акушеркой, она все-таки мне рекомендовала пройти хотя бы самый минимальный курс физической подготовки. И так как я обещала ей это сделать, то потом уже честно все и прошла.

Небольшую психологическую подготовку пришлось провести только с мужем, сводив его на вводные занятия курса, чтобы снять страх перед домашними родами.
 
Каждая пара может выбрать для себя наиболее оптимальную форму подготовки, исходя из своих индивидуальных условий. Все беседы носят исключительно рекомендательный характер, каждая пара сама для себя определяет окончательный курс занятий, а также то, будут ли они в итоге рожать дома или в роддоме.
 
Что характерно, почему-то все посещения женских консультаций, как правило, оставляют всегда отрицательные эмоции. Меня все время пытались уложить в больницу или прописать какие-то лекарства, хотя все анализы у меня были как у космонавта. Объяснили это тем, что, знаете ли, возраст и на всякий случай:  "Ну хоть витамины попейте". – "Зачем? Я их ем живыми". - "Все равно попейте". Всегда за что-то умудрялись отругать и сделать выговор. То много веса набрала, то мало, то еще что-то. В итоге, я старалась ходить туда как можно реже.
 
В «Колыбельке» же наоборот, всегда получала массу положительных эмоций и впечатлений, не говоря уже про ценную информацию. К своему большому удивлению, я узнала, что при нормальном течении беременности полезно много ходить, плавать, посещать бани, закаляться. Все методики там предполагались близкие к природе и естественному образу жизни. Подход к беременной женщине был не как к больному человеку, что характерно нашей медицины. Беременность рассматривалась как один из самых прекрасных и значимых моментов в жизни женщины.

Разные точки отсчета определяли и разные подходы. Полученные там знания меня научили уважать еще неродившегося маленького человечка, и думать в первую очередь о нем, а не о себе.

Сам процесс родов кардинально отличался в роддоме и дома. И там и там, есть свои минусы и плюсы. Конечно, медицина дает возможность благополучных родов в трудных случаях, при наличии некоторых нестандартных ситуаций и отклонений. Но чаще всего роды – это естественный природный процесс, который уже заложен на генетическом уровне в каждой женщине. И главное, дать ему пройти естественным путем, не вмешиваясь в него без лишней на то необходимости.
 
Причем распространенное мнение о том, что дома не создать стерильных условий, является большим заблуждением. Любой медик знает, какое количество микробов бывает в любом медицинском учреждении. Причем эти микробы являются агрессивными по отношению к вам, в отличии от домашних микробов неагрессивных. И там, конечно, оправдано применение и антибитиоков и прочих медикаментов при любых отклонениях от стандартной ситуации. 
 
При первых родах у меня в начале отошли воды, и долго не было схваток. Поэтому мне начали делать активную стимуляцию. Роды в итоге были стремительными и очень тяжелыми и для меня и для ребенка. Сейчас уже есть мнения психологов о том, что многие проблемы  поведении человека и черт его характера закладывается именно в процессе родов, которые являются очень важной исходной составляющей человеческой жизни. Например, я слышала мнение, что повышенная нервная возбудимость моей старшей дочери была заложена именно в процессе моих первых родов. Рожая дома можно было бы обойтись без стимуляции и спокойно ждать схваток, не боясь инфицирования.

Одним из самых страшных воспоминаний от первых родов остался крик акушерки «Тужься на боль, тужься на боль!» А боль была нечеловеческая. И этот ужас так и жил в глубине моего сознания многие годы. Внутренний шов, который остался у меня после первых родов, очень затянул схватки при вторых родах.

Врезались в память и слова другой акушерки при вторых родах, когда при последних сильных предродовых  схватках, я начала кричать, она сказала: «Испугаешь ребенка, не кричи. Давай дышать, как мы с тобой учились. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох. Вот так. Молодец». Когда же подошел процесс самих родов, я так устала,  что уже не понимала, как смогу хорошо справиться с этой задачей, помятуя об ужасах первых родов.

Каково же было мое удивление, когда при чутком руководстве акушерки, которая регулировала весь процесс родов и руководила моим дыханием, я родила на третьей схватке абсолютно без боли и страха, потратив на этот процесс минут 10 от силы. Я просто не могла поверить в то, что все закончилось. 

Удивительным был и вид моей малышки. Она не кричала истошно, как кричат младенцы в роддомах и не корчилась в конвульсиях, морща лобик и сжимая кулачки, как мы привыкли видеть новорожденных младенцев. Она с достоинством оповестила мир о своем появлении сдержанным криком, и начала внимательно и сосредоточенно изучать нас и все окружающее.

Малыш, проведя 9 месяцев у мамы в животике, привыкает все звуки и мир принимать в сдержанном негромком и неярком исполнении. И, конечно, когда он появляется на яркий свет ламп и крики в роддоме это для него является дополнительным стрессом.

Жизнь начинается с отчаянной борьбы и страха. Его встречает грохочущий агрессивный мир. Дома он рождается в полумраке и практически в тишине или под звуки негромкой приятной музыки, которую он уже неоднократно слышал ранее. Его встречают радостные улыбки, и теплые нежные руки матери, а потом отца.

Ребенка сразу прикладывают к груди,  он слышит знакомый и такой успокаивающий стук маминого сердца и чувствует знакомый запах, и сразу ощущает себя защищенным в этом мире. Не брошенным, одиноким, не отданным на растерзание грохочущему и ослепляющему миру, с которым он пока еще не может жить в гармонии самостоятельно.

Потом акушерка помогла родить мне послед. Обработала и осмотрела меня и ребенка. Кстати, если я после первых родов я разорвалась вся, при вторых не было даже трещинки. У первой дочери долго был большой родовой синяк на лобике между глазок и немного приплюснутый носик, то у второй не было ровным счетом ничего. Потому что шла она ровно и мягко по родовым путям.  Началась схватка. «Вдох. Выдох», - говорила акушерка, – а теперь дышим по собачьи». Только сосредоточься и слушать и выполнять четко все, что она тебе говорит. Ни боли, ни стресса, ни криков. Поэтому и принято называть такие роды мягкими.

Когда после всех процедур нас обеих уложили на кровать и помогли малышке найти грудь и приступить к первому настоящему приему пищи в человеческом мире, удовлетворенная блаженная улыбка появилась на ее лице. А я первый раз видела такого спокойного и довольного младенца. Оказывается это совсем не обязательно, чтобы младенцы отчаянно кричали.

Информацию, которую мы получили в «Колыбельке» на первый год жизни после родов тоже трудно переоценить. Вспоминая все, что мне было предписано в роддоме после первых родов, и что я «успешно» претворял в жизнь с первой дочерью, я понимаю, что более бесчеловечного обращения с ребенком было трудно придумать.

Моя вторая дочка растет очень уравновешенным, добрым и самодостаточным человечком. Очень сильно опережает в своем развитии своих сверстников. Тьфу-тьфу-тьфу. На радость всем нам! За что во многом я тоже могу сказать большое спасибо «Колыбельке».

Не знаю, появилась ли бы вообще моя вторая дочка на свет или нет, если бы не было замечательных акушерок из «Колыбельки»… Знаю точно одно, - что тот страх перед родами, который сидел во мне столько лет после ужаса рождения старшей дочери в роддоме, вполне возможно, что я и не смогла бы преодолеть и решиться на этот шаг во второй раз, если бы у меня не было альтернативы роддому в виде «Колыбельки».

Тамара Богданова. Великая Эпоха