ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайские чиновники недооценивают демократические выборы в селе Укань

Великая Эпоха
Противоречивые заявления китайских чиновников о демократических выборах в деревне Укань показали, что власти боятся проводить такие выборы по всему Китаю. Судьба деревни Укань пока под вопросом.

Судьба деревни Укань пока под вопросом. Фото: AFP/Getty Images
Судьба деревни Укань пока под вопросом. Фото: AFP/Getty Images
В конце прошлого года деревня Укань провинции Гуандун, что на юге Китая, попала в поле зрения международных СМИ. Её жители выгнали всех коммунистических чиновников, которые постоянно отнимали у крестьян земли и продавали застройщикам без выплаты компенсаций. Крестьяне требовали демократические выборы, и на какое-то время село Укань с населением свыше 20 тыс. человек даже осадила военизированная милиция. Но всё утряслось, и крестьяне добились выборов, что является уникальным в современном Китае.

Местный совет деревни Укань обнародовал результаты выборов 4 марта, когда началась ежегодная парламентская сессия в Пекине, также известная как «Два заседания»: заседание Всекитайского собрания народных представителей (высшего органа власти КНР) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (высшего совещательного органа страны).

Результаты выборов на этих двух сессиях стали горячей темой среди репортёров, которые хотели узнать официальную позицию властей. Как и предполагалось, два высоких чиновника недооценили эти выборы: один заявил, что голосование не представляет собой ничего нового, а другой — что провести выборы по всему Китаю невозможно.

Согласно китайским СМИ, спикер парламентской сессии Ли Чжаосин сказал, что выборы в деревне Укань не подходят для Китая, так как в стране проживает очень много человек.

«Экономическое развитие неравномерное, а инфраструктура не развита в некоторых местах, поэтому прямые выборы будет трудно провести», — сказал он.

В то время как Ли считает, что неразвитая инфраструктура не позволяет провести выборы по всему Китаю, у Ван Яна — партийного шефа провинции Гуандун — иное мнение.

Ван сказал репортёрам 5 марта, что прямые выборы не представляют собой ничего нового, так как их проведение находится в полномочии совета деревни.

Возмездие

Тем временем, Линь Цзулуань, которого ранее назначили партийным секретарём деревни, уже выбран в качестве председателя деревни. Следующая задача нового сельского совета — вернуть деревне земельные участки, которые незаконно продал прежний председатель Уканя.

Несмотря на то, что смелость жителей этой деревни принесла им славу во всем Китае, в настоящее время всё ещё непонятно, до какой степени деревня стала автономной.

Признаки возмездия дают о себе знать. Сообщается, что дочери Сюэ Цзиньбо, представителя деревни, который умер в местном милицейском участке в прошлом году, подвергаются различным формам преследования — как месть за их открытость и требование выдать им тело отца.

Задача нового сельского совета — вернуть деревне земельные участки, которые незаконно продал прежний председатель Уканя

Одну из дочерей, работающую учителем, уволили и заставили снять свою кандидатуру на выборах. Другая дочь 28 февраля пыталась зарегистрироваться в школе, однако её прогнали, сообщила 1 марта гонконгская газета Oriental Daily.

Ся Мин, политолог при Нью-йоркском университете и эксперт по Китаю, сказал Великой Эпохе, что нельзя слишком надеяться на так называемый «прогресс в Укане». Когда граждане больше не могут терпеть местных чиновников, компартия применяет политику примирения и ждёт, когда инцидент утихнет, однако потом она будет мстить, сказал он.

Ся также прокомментировал официальные заявления упомянутых китайских чиновников: «Там, и правда, не случилось ничего нового. Выборы в Укане прошли согласно местным законодательным нормам. В соответствие с китайскими законами, деревенская администрация избирается непосредственно жителями».

Предстоящие вызовы

Незаконная продажа земли прежним главой деревни привела к тому, что в течение нескольких месяцев, начиная с прошлого сентября, не прекращались протесты и столкновения между крестьянами и милиционерами. Смогут ли жители Уканя вернуть свои земли, пока неясно.

С целью предотвратить «инциденты», десятки тысяч солдат уже мобилизованы в Синьцзяне (Уйгурском автономном районе) и Тибете

Го Вэйцин, политолог при Университете им. Сунь Ятсена в городе Гуанчжоу, сказал, что земельный вопрос может затрагивать национальную политику и не входит в компетенцию деревни, города или провинции. «Это создаст новые проблемы для деревенского совета Укань», — отметил он.

Пекин сильно беспокоится о «поддержании социальной стабильности» в преддверие 18-го съезда компартии Китая в октябре этого года. С целью предотвратить «инциденты», десятки тысяч солдат уже мобилизованы в Синьцзяне (Уйгурском автономном районе) и Тибете. Кроме того, около 15 тыс. солдатам в провинции Хэбэй (где находится Пекин) приказали на следующие 8 месяцев поселиться более чем в 5 тысячах деревень и следить за тем, чтобы перед съездом партии не происходило массовых восстаний.

Ло Я, Великая Эпоха (The Epoch Times)