ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В Китае начал действовать новый закон о государственных тайнах

Великая Эпоха
Китай. С первого октября вступил в действие новый закон КНР о защите государственных тайн. Некоторые формулировки закона написаны ещё более размыто, чем раньше. По мнению аналитиков, это предоставляет коммунистическим властям ещё более широкое поле для цензуры и контроля информации.

Крупнейшая в КНР компания оператор мобильной связи China Mobile готова предоставить органам безопасности личную информацию своих абонентов, а также их местонахождение. Фото: AFP
Крупнейшая в КНР компания оператор мобильной связи China Mobile готова предоставить органам безопасности личную информацию своих абонентов, а также их местонахождение. Фото: AFP
Сам закон о государственных тайнах КНР впервые появился в мае 1989 года. В этот раз в него были внесены поправки, согласно которым требования к гражданам значительно повысились, как и повысилась размытость формулировок, отмечают адвокаты.

Например, раньше закон запрещал через личную переписку «разглашать» государственные тайны, а в новой версии говорится, что в личной переписке запрещено «затрагивать» государственные тайны.

По мнению аналитиков, новая формулировка неограниченно расширяет область понятия «государственной тайны» и может произвольно использоваться властями.

Новый закон также ужесточает цензуру в Интернете. Кроме этого он размещён на сайте правительства в разделе, где не собираются замечания и мнения людей, сам процесс принятия этих поправок также был сделан втайне от народа.

Одна из редакторов гонконгского журнала Open Magazine Цай Юнмэй считает, что новый закон о государственных секретах фактически требует от виртуальных СМИ, а также Интернет-компаний осуществлять контроль и цензуру действий Интернет-пользователей и насаждает «культуру доносов».

«В континентальном Китае доносы всегда были обычным делом, сейчас компартии всё сложнее удержать идеологический контроль над людьми. Она пытается удержаться у власти с помощью развития экономики, техники и т.п. Вот чиновники теперь пытаются стимулировать людей, которые пользуются Интернетом, доносить друг на друга», – говорит Цай.

Китайский адвокат Мо Шабин считает, что сам закон о государственных тайнах, а также то, как его применяют на практике органы юстиции, идёт в разрез с правом граждан знать правду.

«Например, власти обвинили в разглашении государственной тайны Чжао Яна за сообщение американской газете New York Times о том, что Цзянь Цзэминь ушёл на пенсию. Чжао является официальным корреспондентом этой газеты. Власти также обвинили по данной статье Ши Тао, который сообщил заграничным СМИ содержание приказа китайским СМИ от отдела пропаганды компартии, в котором им запрещалось сообщать информацию о восстании студентов в 1989 году, Фалуньгун, народных акциях протестов и т.д. Всё это на самом деле не может считаться государственной тайной, а относится к информации, о которой обязательно должны знать граждане», – поясняет адвокат.

Как откликнувшись на данную политику властей, недавно на одном из крупных китайских Интернет форумов генеральный директор самого крупного в КНР оператора сотовой сети China Mobile Ван Цзяньчжоу сообщил, что их компания легко может получить личные данные всех пользователей их услуг, а также узнать их место нахождение и предоставить эту информацию органам безопасности если они того потребуют.

Число пользователей данного оператора сотовой связи в КНР составляет более 300 млн. человек и каждый месяц оно увеличивается на 60 тысяч.

Известный экономист, главный редактор американского журнала на китайском языке «Исследование современного Китая», доктор наук Чэн Сяонун отметил, что китайские власти никогда не давали чёткого определения, что же в КНР считается государственной тайной.

«Китайские власти никогда не объясняли конкретно, что может называться государственной тайной и при обвинении кого-то никогда не говорили какая именно государственная тайна была разглашена. В китайском обществе правительство вмешивается абсолютно во всё, одновременно с этим оно стоит над законами и может манипулировать ими в соответствии со своим желанием», – говорит Чэн.

Китайский аналитик Ли Хункуан считает, что этот новый закон поможет властям КНР узаконить цензуру интернета, которую они осуществляют и закрыть рот США и другим западным странам, сказав, что поступают строго в соответствии с законами страны и что в Китае существует главенство закона.

«На самом деле для контроля информации компартии Китая не нужны никакие законы. Законы никогда не были препятствием для правящего режима. Все эти методы, которые используют власти, наносят вред не только правозащитникам, но фактически и всему китайскому народу», – уверен Ли.