ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Принесла ли Олимпиада перемены Китаю? (видео)

Великая Эпоха
Корреспондент британского радио Би-би-си Руперт (Rupert Wingfield Hayes) жил и работал в Пекине с 1998 г. по 2006 г. В этом году он снова поехал в Китай до начала Олимпийских игр, чтобы посмотреть, какие перемены принесла Китаю Олимпиада, а также выяснить, насколько она важна для китайского народа.

«Может ли Олимпиада принести Китаю перемены?» - главная тема обсуждения не только за границей, но и внутри Китая. Фото: Getty Images
«Может ли Олимпиада принести Китаю перемены?» - главная тема обсуждения не только за границей, но и внутри Китая. Фото: Getty Images
В первую очередь корреспондент решил посетить находящуюся в Пекине деревню апеллянтов. Раньше он часто бывал там. Это необычная деревня, она расположена недалеко от южного ж/д вокзала и представляет собой ряд полуразрушенных строений. Там в очень плохих условиях живут люди, которые приехали в столицу с обращениями к центральным властям, так как местные власти не решили их проблемы. Многие из них живут там по несколько лет, даже по 10 лет, и ждут, пока их вопросы будут решены.

К своему удивлению, он увидел, что деревни этой там уже нет - несколько бульдозеров сгребали в кучу последние остатки разрушенных строений. Осталось лишь несколько сот апеллянтов, которые твёрдо не хотели уходить и жили на улице под открытым небом.

Апеллянты, как только увидели иностранного журналиста, сразу же окружили его и начали рассказывать о своих чаяниях. Некоторые из них держали перед камерой надписи на бумаге: «Единый мир, разные судьбы», а также дали корреспонденту многочисленные документы, в которых изложена суть их жалоб к правительству.

Они сказали, что во время подготовки к Олимпиаде власти принимают их за «нестабильные общественные элементы», поэтому им нельзя будет оставаться в Пекине на период прохождения Олимпиады. Их начали выдворять из столицы уже в конце прошлого года, многих - с применением грубой силы.

Вскоре подбежала группа полицейских и стала расспрашивать, что тут происходит, а затем разгонять апеллянтов и запрещать им подходить к иностранным журналистам.

Руперт сказал, что в течение 8-ми лет работы в Китае он приобрёл много ценного опыта. По его словам, ни в коем случае нельзя ссориться с китайскими полицейскими, в противном случае можно попасть в полицейское управление и пробыть там очень много времени, при этом лишиться всех отснятых материалов. А если нет материалов, то нет и хорошего репортажа.

За год до начала Олимпиады китайские власти пообещали, что в этот период времени в любом районе Китая (кроме Тибета) иностранным корреспондентам не нужно будет брать специальное разрешение, можно будет работать свободно. Это первое преобразование в сторону свободы информации в Китае с 1949 года. Поэтому Руперт поспешил в Китай, чтобы посмотреть, как это действует на самом деле.

В окрестностях г. Гуанчжоу провинции Гуандун есть деревня Тайдан, которая, как и многие китайские деревни, постепенно поглощается городом. Три года назад крестьяне этой деревни устроили крупную акцию протеста против незаконного изъятия у них земли без их согласия. В то время Руперт поехал в ту деревню, чтобы сделать репортаж, но его не пустили представители властей, сказав, что там очень небезопасно, что там много бандитов и т.д.

В этот раз Руперт, имея полное законное основание не брать никаких разрешений, поехал прямо в ту деревню. Как только он вышел из машины, появились полицейские и потребовали у него документы и разрешение. Руперт показал им письменное постановление китайского правительства о том, что никаких документов и разрешений репортёрам не нужно. Молодые полицейские сразу же стали звонить куда-то по мобильным телефонам - было видно, что они не получили никаких ясных указаний, как поступать в данном случае. Некоторое время они пребывали в замешательстве.

Рупер не стал дожидаться их решения, а вместе с оператором твёрдо пошёл вперёд на главную улицу деревни, чтобы взять интервью у местных жителей. Полицейские последовали за ними.

Жители деревни, к которым обращался Рупер, ничего не отвечали, храня полное молчание.

Полицейские в штатском очень злобно смотрели на местных жителей, к которым обращался корреспондент, и даже пытались загородить объектив видеокамеры. По словам Рупера, было очень ясно видно, что жители напуганы и боятся общаться с иностранным журналистом, опасаясь последствий.

Олимпиада - великое торжественное событие для Китая. Китайские власти пропагандируют её как подтверждение того, что Китай стал современным, наполненным жизнью, как и другие развитые страны мира.

В настоящее время в Китае трудно найти отличные от официальной пропаганды мнения. Но, по словам Рупера, они существуют. Один из дизайнеров главного олимпийского стадиона «Птичье гнездо» Ай Вэйвэй сказал в интервью Руперу, что он отказался принимать участие в церемонии открытия Олимпиады. «Олимпиада полностью контролируется политикой. Тоталитаризм никогда не сможет принести людям настоящую радость», - считает он.

В заключение Рупер написал, что эта поездка в Китай была бессмысленной. Он увидел внешние изменения Китая, но, по его мнению, инстинктивное стремление китайского правительства к тотальному контролю совсем не изменилось. Более того, не менялось никогда. Китайская компартия постоянно повторяет, что спорт не имеет никакого отношения к политике, но, фактически, китайские власти массово пропагандируют Олимпиаду как великое достижение компартии.

*****

Вашему вниманию предлагается видеосъемка на английском языке. Здесь запечатлена встреча иностранных журналистов с пекинскими апеллянтами, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны властей, с которым они сталкиваются ежедневно. Некоторые из них даже становятся на колени и умоляют западных журналистов побольше рассказать миру об их горестном положении.

Ван Чун. Великая Эпоха