ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Китайские фермеры находятся в сложной ситуации

Великая Эпоха
Профессор Ху Синдоу. (Фото предоставлено Ху Синдоу)
Профессор Ху Синдоу. (Фото предоставлено Ху Синдоу)
СМИ на материковом Китае сообщили, что цены на зерно и масло внезапно начали повышаться в ноябре прошлого года. В Пекине цена на масло повысилась на 10 %, а на муку - еще больше. Повышение цен привело к изменению расходов и доходов многих отраслей промышленности.


Журналист Великой Эпохи взял интервью у Ху Синдоу, профессора Пекинского Института Технологии и эксперта по проблемам Китая. Профессор Ху является вице-председателем Международного делового научно-исследовательского института управления в Пекинском Университете; он работает в области государственной экономики, развития экономики и участвует во всех видах исследований.

Журналист: Что вы думаете относительно недавней ситуации увеличения затрат на зерно и масло?
Ху Синдоу: Повышение цен было неизбежным. Стоимость продукции в сельском хозяйстве слишком высока и она производится главным образом в небольших общинах, объединяющих простые крестьянские хозяйства и частных фермеров. Цены китайских зерновых культур выше, чем в других странах; в десять раз выше, чем во многих развитых державах.

Главная причина высоких затрат в том, что сельскохозяйственные средства производства были монополизированы, только правительство поручает предприятиям выпускать их, больше никто. Как результат недостаточной конкуренции, цены на химические удобрения, зерно, сельскохозяйственную технику, водные насосы, тракторы и пр. очень высоки.

Вдобавок фермеры пытаются действовать как малый бизнес; они не производят продукцию в крупных масштабах и, как результат, эффективность этого очень низкая. Глядя на  ситуацию в целом, заниматься фермерством - не очень выгодно. Из-за индустриализации сельского хозяйства фермеры могут обеспечивать сырьем предприятия, но они до сих пор остаются в уязвимой ситуации. Из-за недостатка эффективной координации частные фермеры не могут вести честные переговоры с этими капиталистами и предпринимателями; им только приходится пассивно принимать цены, навязанные партией.

Более того, увеличение производства, использование крупной техники для масштабных операций требует больших капиталовложений, которые фермерам в настоящее время негде взять. Корпорации, принадлежащие правительству, не дают ссуды фермерам. Из фондов, предназначенных для крестьян, 70 % ссуд получены через нелегальные финансовые каналы, от семей, друзей или ростовщиков. Сельские жители находятся как бы в финансовой изоляции, нет никакой возможности для них выйти на крупномасштабные производства или рынки. Эта также одна из причин высокой стоимости продовольствия.

Журналист: По вашему мнению, как они могут выйти из этой ловушки?
Ху Синдоу: Реформы должны быть проведены, исходя из многих аспектов. Первый шаг - устранить монополию правительства на сельхозпродукцию и создать большое количество  частных предприятий с различными формами собственности. Независимые предприятия нужно продвигать, чтобы создать конкуренцию.

Правительству не следует бороться с людьми за выгоды; ему также не следует вмешиваться в производство. Его главная ответственность должна заключаться в проверке качества продукции. Таким образом, все предприятия смогут снизить цены и уменьшить торговые издержки посредством конкуренции.

Кроме того, в сельской местности Китая нужно поощрять создание крестьянских ассоциаций, профсоюзов и пр., чтобы позволить фермерам лучше организовать продвижение продукции и внешние продажи. Крестьянские профсоюзы могут также увеличить финансирование и решать финансовые проблемы сельхозпроизводителей.

Журналист: Вы думаете, что эта реформа, о которой вы упомянули, может быть осуществлена в сегодняшнем Китае? Фермеры из Тайчжоу провинции Чжэцзян просили учредить Союз фермеров, но получили отказ от правительства.
Ху Синдоу: Если центральное правительство не желает проводить реформы, тогда ничего нельзя сделать. Чтобы уничтожить монополию на сельскохозяйственный капитал, который включает законные интересы различных групп, требуется определить намерения центрального правительства.

Наиболее глубокий страх местных чиновников в том, что фермеры могут организоваться. Хотя это только для того, чтобы продвинуть прибыль и технику, власти боятся возможных политических проблем. Поэтому многие из них не поддерживают ассоциации фермеров и даже тайком притесняют их.

Журналист: Какова ситуация с налогами на сельскохозяйственную продукцию?
Ху Синдоу: Хотя центральное правительство сняло эти налоги, и кажется, что китайские фермеры не должны платить их, фактически они являются основными налогоплательщиками страны. Заместитель уполномоченного национального отдела по налогам и сборам раскрыл, что 60-70 % налогового дохода Китая поступает от крестьян. В частности, от фермеров, которым приходится платить за сельскохозяйственные запасы. Продукция, которую они продают, относительно дешевая, но процесс производства очень дорог.

Даже притом, что центральное правительство начало больше вкладывать денег в сельское хозяйство, все же их недостаточно для каких-либо заметных изменений. Фактически, фермеры получают очень мало. Большая часть денежных средств присваивается местной администрацией, и лишь немного остается для улучшения жизни крестьян. В конце концов, у них извлекается больше денег, чем они получают. Сотни миллиардов юаней (примерно сотни миллионов долларов) извлекаются из сельских районов каждый год для создания промышленной и городской инфраструктуры.

Журналист: Будут ли фермеры получать больше денег от повышения цен на продукцию?
Ху Синдоу: Необязательно. Фермеры даже могут быть материально ущемлены. Год интенсивной работы может ни к чему не привести. Причины этого в том, что стоимость продукции слишком высока и коммерческие каналы разработаны не полностью. Следовательно, увеличение цен на урожай не принесет фермерам дополнительного дохода. Из-за разобщенности крестьян продукция может быть продана только правительству и маленьким рынкам. Так как трудно продать всю продукцию на маленьких рынках, большинство продают правительству по низкой цене.

Журналист: Тогда кто получает выгоду от повышения цен?
Ху Синдоу: Вероятно, что это производители сельскохозяйственных средств производства, администраторы и сотрудники коммерческого отдела сельскохозяйственного канала, которые и получают основную часть прибылей.  Они являются либо государственными чиновниками, либо принадлежат к людям наделенными правами и находящимися под защитой правительства. Они находятся в выигрышной ситуации.

Согласно научным исследованиям фермерская продукция за последние годы не приносит прибыль. Инвестиции в сельское хозяйство составляют примерно 1,1 к 1. В последние годы из-за облегчения налогов многие люди чувствуют, что фермеры добиваются большого успеха. Однако это уравновешивается повышением цен на удобрения и пестициды. Следовательно, сельское хозяйство в Китае все еще продолжает сталкиваться с большими трудностями.

Журналист: Сельхозпродукция является основным товаром. Если будет повышение цен, то другие товары также подорожают. Некоторые эксперты опасаются, что это приведет к инфляции. Каков ваш взгляд на эту проблему?
Ху Синдоу: Это возможно. Сельское хозяйство поставляет 30-40 % сырья в различные отрасли промышленности. Повышение цен на это сырье может привести к всестороннему увеличению промышленных капиталов и инфляции. Согласно последним исследованиям, повышение цен на зерно становится главной причиной инфляции. Конечно, это происходит не только исключительно из-за сельского хозяйства, но также связано с ценами на различное сырье.

Фактически Китай всегда представлялся страной с умеренной инфляцией, которая вероятно управлялась инвестициями, а не продукцией. Видимо инфляция главным образом была вызвана массивным инвестированием правительства в «достижение проектов», чтобы создать видимость процветания, которая затем привела к повышению цен на недвижимость и пр.

Синь Фэй. Великая Эпоха