ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Блогеры задают острые вопросы о пересадке органов в Китае

Великая Эпоха
Представитель министерства здравоохранения Китая недавно признал, что казнённые заключённые — это основной источник органов для трансплантации в Китае. Об этом раньше уже заявляли некоторые китайские чиновники за границей, но впервые об этом официально сообщил госслужащий внутри Китая, что вызвало бурю обсуждений в интернете.

Заместитель министра здравоохранения КНР Хуан Цзефу на встрече в Индии в 2006 году. Недавно он заявил, что большинство доноров органов в Китае — это заключённые. Фото: Raveendran/AFP/Getty Images
Заместитель министра здравоохранения КНР Хуан Цзефу на встрече в Индии в 2006 году. Недавно он заявил, что большинство доноров органов в Китае — это заключённые. Фото: Raveendran/AFP/Getty Images
6 марта прошла встреча Политического консультационного комитета КНР с участием заместителя министра здравоохранения Хуана Цзефу.

«Нехватка доноров — это основная проблема в индустрии пересадки органов в Китае. Из-за отсутствия добровольных доноров казнённые заключённые стали основным источником для трансплантации органов», — цитирует Хуана Цзефу газета Legal Daily.

Ранее чиновники КНР как подтверждали, так и категорически опровергали данную информацию.

Противоречивые заявления

Шесть лет назад, 10 апреля 2006 года, пресс-секретарь министерства здравоохранения Мао Цюань сказал абсолютно противоположное: «Некоторые зарубежные СМИ умышленно фабрикуют новости о том, что в Китае казнят заключённых и произвольно извлекают у них органы для трансплантации».

«Это злостная клевета на всю судебную систему Китая, что преднамеренно вводит в заблуждение людей во всём мире», — говорил Мао Цюань.

За месяц до этого представитель МИД КНР Цинь Ган сказал то же самое.

Тем не менее, первое заявление об изъятии органов у заключённых было сделано Хуаном Цзефу ещё в июле 2005 года во время конференции по пересадки печени, пишется в статье на крупнейшем китайском веб-портале QQ.com.

Журнал The Lancet за ноябрь прошлого года в статье, соавтором которой был Хуан, сообщал, что «в 65% операций по трансплантации в Китае использовались органы умерших людей, 90% из которых были казнённые заключённые. Остальные 35% операций проводили с органами, взятыми у живых доноров». Эти заявления также процитировала газета China Daily, но там не упоминалось о 35% «живых» доноров, и кто были эти доноры.

Первое официальное признание, что для пересадок действительно используют органы казнённых заключённых, вызвало волну критики во всем мире. Зарубежные СМИ пестрили сообщениями о причастности вице-мера города Чунцин Ван Лицзюня, которого недавно признали предателем страны, к массовому изъятию органов у заключённых.

Народный гнев

Профессор Хань Бин из Юридического колледжа при Женьминьском университете написал в своём блоге: «Сейчас министерство здравоохранения впервые признало, что смертные казни — основной источник органов для трансплантации. Раз у вас нет полномочий казнить заключённых, то кто же дал такое распоряжение [сделать официальное признание]? Кто разрешил вам изымать органы, если вы не казните заключённых по собственной инициативе? Вы стыдливо признаете, что извлекаются органы, но не объясняете, какие у вас отношения с тюремными учреждения, или сколько вы платите им, или, наоборот, не платите. Если не можете пролить свет на эти вопросы, то не докажете свою чистоту перед законом».

Другой пользователь сети призвал Верховный Суд опубликовать данные за последние 10 лет относительно пересадки органов, которые были изъяты у казнённых заключённых.

«Эта информация должна содержать названия и количество органов, согласие родственников, доход от трансплантации, куда средства были потрачены, какие были сопровождающие юридические документы и т.д.», — написал он.

Другие требовали создать специальный комитет по расследованию, чтобы разобраться в этом вопросе.

Лю Чуфан, бывший член комиссии по контролю дисциплины в г. Тяньцзинь, а также бывший редактор известного своей смелостью издания «Южный еженедельник», заявил, что Хуан Цзефу в своём недавнем заявлении о многом недосказал. Поэтому Лю уточнил, на какие вопросы нужно получить ответ: «Согласна ли семья? Имеют ли они право отказаться? Имеется ли разрешение на изъятие органов у живых людей? Продаются ли органы? Кто получает доход от этого? Следует ли ждать новой волны смертных приговоров, если появится большой спрос на органы для пересадки?»

Другой пользователь написал: «Я слышал, что органы извлекают только у живых заключённых, которые придерживаются религиозных принципов. Невероятная жестокость. Бесчеловечно».

Вопрос пропаганды

Адвокат Дэвид Мэйтас был соавтором отчёта об извлечении органов (ссылка на отчет — http://organharvestinvestigation.net/report0701/report20070131-ru.pdf) и считает, что большинство жертв — последователи Фаланьгун. Также он сказал, что не доверяет ни заявлениям компартии, ни заявлениям Хуана.

Существуют некоторые различия между существующей пропагандой и политической реальностью», — сказал Матиас в телефонном интервью.

«Мы начали своё исследование в 2006 году, и тогда власти КНР заверяли, что органы для пересадки предоставляли добровольные доноры, а теперь Хуан Цзефу заявил, что они от заключённых… Сейчас уже никто не говорит, что это от добровольных доноров».

Но Мэйтас не придаёт большого значения словам Хуана: «Это очень свойственно пропаганде государства, где происходят репрессии. Они пытаются с помощью пропаганды заострить внимание на том, что уже и так стало общеизвестным. Цели пропаганды быстро меняются, и агитаторы затрачивают колоссальные усилия, чтобы придать правдоподобности их информации».

«Необходимо ещё тщательно разобраться в источниках всех «добровольных пожертвований органов», — утверждает Мэйтас.

«Теперь власти заявили, что все органы поступают только от приговорённых к смерти заключённых. Они утверждают, что это никак не связано с последователями Фалуньгун, уйгурами или тибетцами. Я в это верю не больше, чем в „добровольные пожертвования“», — заключил он.

Мэтью Робертсон, Великая Эпоха (The Epoch Times)

Исследование провели София Фан и Ариэль Тянь