ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Правящий режим на грани кризиса — китайский телеведущий

Великая Эпоха
Экономика Китая имеет репутацию второй экономики в мире, обогнавшей Японию. Однако, по словам известного китайского телеведущего, экономическая ситуация идет в обратном направлении.

Ларри Лан, профессор экономики при Китайском университете Гонконга. Фото: Wu Lianyou/The Epoch Times
Ларри Лан, профессор экономики при Китайском университете Гонконга. Фото: Wu Lianyou/The Epoch Times
Выступая недавно в КНР, Лари Лан, профессор при Китайском университете Гонконга и телеведущий, сказал, что Китай переживает серьезный экономический кризис и находится в нескольких шагах от дефолта. Согласно формулировке ученого, «каждая провинция Китая — это Греция».

Лан ограничил запись его выступления во время лекции в городе Шеньян северной провинции Ляонин 22 октября, включая аудио и видеозапись, а также не допустил присутствия СМИ. Однако сейчас аудиозапись его речи выложена на YouTube.

В необычном докладе за закрытыми дверями профессор Лан представил собственный анализ экономики Китая и ограничений, наложенных на интеллигенцию и общественных деятелей. «То, что я хочу сказать — это правда. Однако при этой системе нам не позволяют её высказывать», — сказал он.

«Не думайте, что мы живем в спокойное время. В действительности СМИ сообщают ни о чём. Те, кто выступает на телешоу, чувствуют себя такими ничтожными и раздраженными, потому что мы не можем делать программы нормальным образом. Как только речь касается правительства, мы не имеем права обсуждать что-либо», — пояснил телеведущий.

Лан сказал, что режим не прислушивается к экспертам, и партийные чиновники невыносимо наглые. «Если ты не соглашаешься с ним, то он думает, что ты против него», — отметил Лан.

Оценка Лана в отношении кризиса режима основывается на пяти предусловиях.

Во-первых, внутренний долг Пекина оценивается в 36 триллионов юаней ($5,68 трлн). В него входят долги местных органов самоуправления (до 19,5 трлн юаней, или $3 трлн) и государственных предприятий (около 16 трлн юаней, или $2,5 трлн).

Во-вторых, официальный уровень инфляции в 6,2% сфабрикован. Реальный уровень составляет 16%, утверждает Лан.

В третьих, в экономике страны существуют избыточные мощности, а личное потребление составляет лишь 30% от экономической активности. Лан сказал, что индекс ассоциации промышленных менеджеров, которым оценивают перспективы развития производственного сектора, опустился до показателя 50,7. По его мнению, это показывает, что экономика Китая регрессирует.

В четвертых, официально опубликованный режимом показатель роста ВВП в 9% также сфальсифицирован. По данным Лана, ВВП Китая упал на 10%. Он говорит, что завышенные цифры связаны с ежегодными значительными вложениями в развитие рынка недвижимости (приблизительно 70% от ВВП в 2010 году).

В-пятых, слишком высокие налоги. В прошлом году прямые и косвенные налоги для частного предпринимательства составляли около 70%. Налог для физических лиц установлен на уровне 81,6%, говорит Лан.

Когда Китай накроет «экономическое цунами», режим потеряет доверие, и страна станет одной из беднейших во всем мире, по мнению ученого.

Некоторые комментаторы высказывают согласие с оценкой Лана. Так, Фрэнк Сье, профессор при Университете Aiken штата Южная Каролина в США, считает, что идея о приближении экономического кризиса в Китае не надуманна. Он вторит Лану, что основные строительные проекты стимулировали увеличение инфляции. «На поверхности наблюдается значительный рост ВВП, но инфляция выросла ещё больше», — сказал Сье.

Более того, по словам Сье, на официальную статистику не следует полагаться. К примеру, [как стало известно благодаря организации WikiLeaks], вице-президент Китая Ли Кэцян в разговоре с американским дипломатом признал, что не верит статистике, составленной нижестоящими чиновниками, так как, когда он был губернатором провинции Ляонин, «ему приходилось лично видеть достоверные данные».


На поверхности наблюдается значительный рост ВВП, но инфляция выросла ещё больше

Чэн Сяонун, экономист и бывший помощник свергнутого лидера партии Чжао Цзыяна, отмечает, что высокую оценку «китайской модели экономики» часто дают на основе громких строительных проектов, высокого ВВП и значительных финансовых средств в иностранной валюте. «Они не обращают внимания на такие вещи, как обеспечение основных прав человека или улучшение уровня жизни народа», — сказал он.

За жестким контролем над экономикой, которая кажется процветающей, стоит пустое растрачивание денег и коррупция, сказал Чэн. Это означает, что мало средств выделяется на образование, социальное обеспечение, здравоохранение и т.п.

Чэн говорит, что за последнее десятилетие китайский режим накопил свое богатство в первую очередь путем содействия развитию рынка недвижимости, покупки городских и пригородных земельных участков по низким ценам (или просто захвату их), а также благодаря продаже этих участков застройщикам по высоким ценам.

По словам Чэна, цели китайских чиновников (собственное обогащение и расширение своей власти) противоречат интересам обычных людей и поэтому социальная несправедливость растет, однако экономическая пропаганда с целью приукрасить ситуацию вводит людей в заблуждение.

Немногие ученые внутри страны подобно Лану осмеливаются говорить о таких вещах. И это, вероятно, потому, что он занимает должность профессора в Гонконге, считает Чэн.

Мэтью Робертсон
Оригинал на английском: The Epoch Times