ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Основные проблемы китайской экономики (часть первая)

Великая Эпоха

Основные проблемы китайской экономики (часть первая)
Основные проблемы китайской экономики (часть первая)

Посетители во время Пекинской выставки инвестиций и недвижимости рассматривают модель будущего здания. 20 сентября 2011 г. Стремительный рост цен на жилье способствовал увеличению разницы в уровне доходов в КНР. Богатые стали богаче, в то время как бедным стало ещё тяжелее купить жилье. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images

Последние данные показывают, что победное шествие экономики Китая подходит к концу. Эта временная пауза или экономика Китая приходит в упадок? Если это так, каковы же причины для таких изменений?

В последнее время появляется всё больше подтверждений тому, что экономика КНР в упадке. В сентябре индекс покупательского спроса (PMI), обнародованный банком HSBC, составлял 47,9 пунктов. Уже одиннадцатый раз подряд он находится на уровне ниже 50, а это означает, что промышленность в Китае не развивается, а сокращается.

По данным Национального бюро статистики КНР, объём промышленного производства в августе прошлого года рос медленнее, чем за три предыдущих года, и прибыль в промышленном секторе в августе снизилась на 6,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Кроме того, Азиатский банк развития (Asian Development Bank) понизил оценку роста ВВП за 2012 год для Китая с 8,5%, прогнозируемых в апреле 2012 года, до 7,7%. Аналогичным образом Всемирный банк и МВФ также снизили свои прогнозы роста ВВП Китая в 2012 году до 7,7% и 7,8% соответственно. Экономисты уже не предсказывают 10-процентного роста — уровень, который прогнозировали многие аналитики два года назад.

Экономика сходит с рельсов

Как я считаю, это изменение предвещали уже давно. Этот путь выбрали несколько лет назад, и теперь страна подходит к его концу. Текущие экономические проблемы непосредственно связаны с макроэкономической политикой и системой распределения доходов в Китае. Оба фактора были призваны служить политическим интересам компартии Китая в ущерб экономической устойчивости. Почему?

Экономические реформы в Китае начал Дэн Сяопин с лозунгом «Пусть сначала некоторые люди станут богаче». Позднее появились лозунги: «Развитие имеет первостепенную важность» и «Поддержание стабильности является важнейшей целью». Основная задача состояла в том, чтобы компартия Китая оставалась у власти. Правила макроэкономики в Китае были установлены соответственным образом.

Эти цели можно было реализовать, если бы рост ВВП оставался достаточно высоким, чтобы предотвратить массовую безработицу (стабильность) и стимулировать импорт технологий и инвестиций в инфраструктуру (развитие). Об этих установках впервые сказал Дэн Сяопин, заявив, что сначала разбогатеть должны лишь некоторые люди. Этого можно было достичь, если экономика полностью находилась бы в собственности государства, чтобы чиновники компартии пожинали большую часть плодов от экономического роста и в то же время оставались у власти («пусть некоторые сначала разбогатеют»).

Следовательно, начиная с экономических реформ, коммунистический режим установил высокие темпы роста как основную цель, особенно в течение последних двух десятилетий. Экономика Китая с тех пор возрастала в среднем на 10% ежегодно. Высокого роста ВВП достигли, главным образом, за счёт экспорта и крупных инвестиционных издержек. В настоящее время, однако, ни экспорт, ни инвестиции не могут больше поддерживать рост экономики Китая.

Правила макроэкономики переплетаются с распределением доходов

Чтобы понять, почему две движущие силы роста больше не работают, нужно вернуться к первоначальному экономическому пути и понять, что проблема заключается в несправедливом распределении доходов. А это, в свою очередь, вызвано тем, что банки манипулируют процентными ставками.

Большого объёма экспорта достигли за счёт меркантильной торговой политики и заниженного курса китайского юаня. С другой стороны, высокий объём инвестиций стал прямым результатом чрезвычайно низких процентных ставок. В период 2003—2011 гг. средняя реальная процентная ставка по кредитам была почти нулевой. Это означает, что тот, кому давали кредит в банке, получал деньги бесплатно.

Наибольшее количество займов в Китае выделили государственным предприятиям, а в последние десять лет — ещё и местным органам власти и строительным компаниям. С другой стороны этого уравнения находилась масса китайских вкладчиков, которые отдали свои деньги в банки на хранение и не имели какого-либо с этого дохода.

На протяжении многих лет такие низкие процентные ставки позволили этой огромной массе сбережений бесплатно переходить на счета госструктур и корпораций, главным образом государственных компаний. Нулевые процентные ставки автоматически заставили китайских вкладчиков предоставить такие субсидии.

Как следствие, во время этого процесса, госструктуры, крупные корпорации и государственные предприятия накопили много средств. За последние десятилетия доходы от капиталовложений были весьма высокими. В частности, цены на жилье возросли более чем на 10% за несколько предыдущих лет, благодаря чему застройщики и агентства недвижимости сколотили огромные состояния.

Бизнес многих самых богатых китайцев связан с недвижимостью. Местные органы власти также увеличили свои доходы от продажи земли. Доходы этого направления увеличили поступления в местные налоговые органы на 30—50%. Местные администрации радуются, видя, что цены на жильё идут в гору, потому что это даёт им возможность продать землю по более высокой цене.

Правила макроэкономики увеличили разрыв в уровне доходов

За последнее десятилетие цены на жилье в Китае возросли больше чем вдвое, при этом увеличивая разрыв в уровне доходов.

Самые богатые — руководители корпораций, топ-менеджеры государственных предприятий и государственные должностные лица — увеличили размер своего состояния из-за роста цен на жильё, потому что многие из них могут позволить себе иметь несколько объектов недвижимости. По данным результатов исследования финансового положения китайских семей, самые богатые китайцы, которые составляют 10% населения страны, владеют 85% активов жилищного фонда Китая.

С другой стороны, бедные семьи вынуждены выкладывать все свои сбережения, чтобы купить свой первый дом. При этом они становятся так называемыми «заложниками жилья», т.к. вынуждены тратить большую часть своих доходов на погашение ипотечных кредитов.

Так как цены на жильё продолжают расти, то люди, которым нужно купить квартиру, используют сбережения всей своей жизни, чтобы её приобрести. Из-за взятых кредитов многие в конечном итоге вынуждены платить большую часть ежемесячного дохода на их оплату. А на жизнь денег остаётся мало.

Поэтому до тех пор, пока цены на недвижимость будут расти, потребительский спрос «заложников жилья» и «потенциальных заложников жилья», будет только снижаться.

Цепочка макроэкономики — занижение курса юаня, низкие процентные ставки, большие инвестиции и высокие цены на жилье — подогрели экспорт и инвестиции, однако нанесли ущерб потреблению. Без изменения существующей макроэкономической политики, устойчивый рост через уровень потребления — это лишь пустые слова.

Существующие правила макроэкономики снижают уровень потребления

Это в некоторой степени объясняет, почему уровень потребления населения в составе ВВП опускался по спирали вниз. И этот процесс усилился в последние два десятилетия. Доля потребительских расходов в составе ВВП Китая снизилась с 47% в 1990 году до 34% в 2011 году.

Многие люди думали, что низкий уровень потребления в КНР связан с национальной чертой китайцев — делать сбережения, откладывая значительную часть своих доходов. Однако, это только часть картины.

По данным последних исследований финансового положения китайских семей, группа самых богатых людей в стране, которая составляет 10% всего населения, обладает 75% сбережений всего Китая. Около половины китайского населения имеют только небольшие сбережения или не имеют их совсем. Самые богатые могут вложить свои сбережения в недвижимость и другие реальные активы, в то время как бедные остаются с банковскими депозитами под нулевые процентные ставки.

Если у большей части населения нет достаточных сбережений или хорошего дохода, то им приходится тратить свои средства на то, чтобы прокормить и одеть себя. На другие потребности денег у них не хватает. По этой причине, доля потребления в китайском ВВП продолжает сокращаться.

Тяньлунь Цзянь, Великая Эпоха

Часть вторая

Тяньлунь Цзянь, кандидат наук, регулярно пишет статьи о китайcкой экономике и комментирует по вопросам экономики Китая для Великой Эпохи. Его блог — Chineseeconomictrend.blogspot.com.